Как починить взбесившийся принтер
Избирательное законодательство на самом деле должно препятствовать образованию в парламенте устойчивого большинства
Екатерина Шульман, Vedomosti.ru, 05.07.2013
Весенняя сессия 2013 г., третья сессия VI созыва Государственной думы, заканчивается на высокой ноте. Палатой одобрено 238 новых законов (для сравнения: в весеннюю сессию 2012 г. — 153, в осеннюю — 151), из них 139 подписаны президентом, а остальные, не сомневаемся, будут подписаны в ближайшее время. Проект закона о реформе РАН не будет вписан в строку финальных достижений весенней сессии — он принят только в первых двух чтениях, а третье решено перенести на осень. Идея отложить на осень и второе, ключевое чтение, чтобы успеть реформу хотя бы обсудить, отмерла после выступления Владимира Путина: «Это было бы возможно, если бы правительство не внесло в Госдуму законопроект. Сейчас мы должны принимать решение». Действительно, парламент — не место для обсуждений. Тут надо решения принимать.
...
Миф об эффективности состоит в представлении об органе власти (в данном случае — парламенте) как об инструменте, высшая добродетель которого — быстрая и бесперебойная работа. Каждую сессию председатель Госдумы отчитывается о достижениях палаты в принятии все большего количества законопроектов в рекордные сроки. На выходе из системы получаем то же самое, что вложили на входе.
Заимствованное из бизнеса линейное понимание эффективности как быстрого и дешевого производства противоречит природе государственной власти. Первое правило законотворчества гласит: «Что можно не регулировать — не регулируй». Плодом деятельности парламента являются не новые законы, а гражданский мир. Базовая ценность парламентаризма — не законопроект, а сама дискуссия — мирная, легальная и публичная.
Ментальность реформатора — пустынного сеятеля, бросающего семена в черствую почву, — с пугающей легкостью переходит, если реформатор засиживается у власти, в мышление колонизатора, а потом и оккупанта. Этот тип государственного сознания по своей природе антидемократический и основан на базовом недоверии к избирателю, которого надо бесконечно спасать от него же самого, а дай ему волю — так он выберет фашистов, коммунистов, сепаратистов.