Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

  • Mood:

Кто хомо сделал сапиенсом? Роль бабушек в естественном отборе.

Пара-тройка статей на тему роли бабушек в воспитании внуков, роли воспитания внуков в увеличении продолжительности жизни и плодовитости, и о том, как это оказалось важным для Хомо, чтоб он вообще смог стать Сапиенсом.

А заодно скажу свою историю. Меня читать научила бабушка. В 3 года. Некоторые дети в это время только говорить учатся.

Не скажу, что я читал бегло - читал по складам, но читал. Помню, что года в 4 сам прочитал странное слово "влксм" (именно так его прочитал, подряд и без гласных), в книжке-малышке, которую вырезали мне из Весёлых Картинок. Помню, что были и другие книжки-малышки, просто эта мне запомнилась абсурдным словом. (Годная, кстати, форма - мне эти книжки нравились больше, чем большой журнал, из которого они вырезались, вырезались при мне для меня).

А всего-то бабушка со мной ЗАНИМАЛАСЬ. Каждый день. Книжки почитает, буквам поучит, попросит прочитать вывеску по дороге, порисовать даст, вареники давала лепить и вытаскивать косточки из вишен спецжелезкой - что развитие мелкой моторики.

Если сравнивать с родителями - то они были молодые, занятые и просто сбагрили в детсад, а вечером ни у кого особо не было желания чем-то заниматься - разве что книжку на ночь почитать.

И получается, что нормальная семья, в которой бабушки-дедушки помогают воспитывать детей очень сильно продвигает детей. Даже, если бабушки-дедушки не знакомы с модными видами обучения, типа системы Монтессори, или чего-то подобного. Обычное заполнение всех каналов общения с ребёнком даёт развитие этих всех каналов восприятия. Сенсорная же депривация, оставление ребёнка самого с собой - сильно тормозит развитие каналов восприятия, тормозит и развитие мозга.
===
Первая статья с какой-то странной историей. Сайт с её оригиналом пропал, а первыми пиарить её стали путинские боты, типа Старикова (выпускающего конспирологическую лабуду для нашистов и их начальников) и Матвейчева (предлагавшего убивать по миллиону недовольных в 20-30 лет). Т.е. есть основания подозревать, что инфа эта не проверенная. Относитесь осторожно. Вот тут обсуждают нестыковки в ней:
http://kot-begemott.livejournal.com/2401568.html
Вероятно, этот текст переделан был рерайтером с потерей части логики и добавлением ошибок (рерайтер не смог удержать в голове логику исходного текста). Или писал не специалист, а кто-то уровня "блогер" (многие журналисты именно такого уровня).
===
Ссылки перепечаток ведут сюда, где сейчас андерконструкшин:
http://www.ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/kak_uspevaemost_v_shkole_zavisit_ot_semeynykh_tsennostey_porazitelnye_vyvody_sotsiologov/

https://www.b17.ru/blog/school_performance_and_family_values_/
Успеваемость в школе и семейные ценности.
[кто перепечатал]Блоги / Полезная информация
Короткая ссылка на новость: http://www.ivan4.ru/~wLf88
Никонова Анна Михайловна не является автором текста этой заметки.
Информация для публикации взята ею из открытых источников.
Опубликовано на сайте: 12 октября 2015

Никонова Анна
Психолог, Коррекционная работа
г. Краснодар
4 года и 1 месяц на сайте, была вчера
Обратились 18 человек с сайта, провела 2 онлайн-консультации.
Публикации автора (288)

---
Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей - поразительные выводы социологов
Елена Михайлова, 10 Октября 2015

Успеваемость в школе и семейные ценности

Петербургские социологи пришли к шокирующим выводам, выясняя, какие факторы в семье и в окружении ребенка больше всего влияют на его успеваемость.

Эксперты международных сравнительных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) утверждают, что «Дети из семей с более высоким семейным культурным капиталом демонстрируют более высокие образовательные результаты».

Однако группа социологов под руководством Ольги Сачавы, кандидата филологических наук, магистранта программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), первыми же результатами опровергла мнение о зависимости успеваемости ребенка как от уровня культуры, так и от доходов семьи.

Оказывается, ни уровень культуры, ни бытовой комфорт, ни количество книг на полках, ни наличие денег на услуги репетиторов, ни даже пьянство одного из родителей не влияют напрямую на успеваемость ребенка.

Гораздо большее влияние на успехи в школе имеют ... общение с бабушками и дедушками, ценности семьи, семейные праздники, личная удовлетворенность и профессиональная самореализация родителей.

[Spoiler (click to open)] Исследователи были потрясены тем, что важными оказались факторы, на которые прежде никто не обращал внимания.

Оказывается, 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками. Причем неважно, где при этом дети готовят уроки - на кухонном столе или на письменном. Так же неважно, живут они в коммунальных квартирах или отдельных: в не очень благополучных коммунальных квартирах, которых в старых районах Петербурга до сих пор остается немало, троечники и отличники живут в равных долях.

Однако 40% троечников при этом вообще не встречаются с бабушками и дедушками.

В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг.

Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками.

В малообеспеченных семьях с доходом до 5000 руб в месяц на человека оказалось больше отличников, чем троечников. Из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников!

Почти одинаковое количество отличников и троечников - 25% и 21% соответственно - выходят из семей с доходом более 20 000 рублей на каждого члена семьи.

Зато очевидно большее число хорошистов и отличников - 67% в начальной и 73% в средней школе - живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. В семьях большинства троечников семейные праздники отмечаются редко или не отмечаются совсем.

Социологи увидели стойкую закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка. И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

Услуги репетиторов, курсов, суммы вложенных в них денег не приносят результатов в виде хороших оценок, если при этом отсутствует полноценное общение родителей и ребенка в семье.

Интересный факт, что 56 % родителей отличников и хорошистов работают, по их словам, для самореализации, причем получая удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Что касается троечников, то их родители, по их собственным словам, в 80% работают "ради денег".

Исследователи также выяснили, что вопреки бытующему мнению, сам по себе факт пьянства родителей не является определяющим для плохой учебы. Однако, если родители находят в себе силы признать проблему и стараться работать над ней, это влияет положительно на успеваемость ребенка.

"На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. –Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка».

И еще одна удивительная закономерность: чем более довольны жизнью родители, причем независимо от материального уровня, тем успешнее в учебе их дети.

Так что общайтесь с родственниками, организуйте дома праздники, любите свою работу, с радостью принимайте свою жизнь, такой как она есть, и ваши дети будут хорошо учиться!

Елена Михайлова

===
http://lenta.ru/news/2015/12/01/grannies/
16:22, 1 декабря 2015
Найдены создавшие бабушек гены

Ученые нашли генетическую основу феномена бабушек и дедушек — особей, которые в человеческом обществе выживают даже после окончания возраста фертильности (когда уже нельзя иметь детей). Бабушки и дедушки оказались настолько важными для выживания человеческого рода, что возникли особые генные варианты, защищающие людей от болезней пожилого возраста, выяснили авторы статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

[Spoiler (click to open)]Врач Аджит Варки (Ajit Varki) и биолог Паскаль Ганье (Pascal Gagneux) сделали свое открытие случайно. Они исследовали ген CD33, отвечающий за воспалительную и иммунную реакцию организма на травмы и инфекции. Кроме того, этот ген связан с болезнью Альцгеймера: один из его вариантов способствует развитию недуга, а второй, наоборот, защищает от него (блокируя образование амилоидных бляшек).

Затем ученые сравнили, насколько часто оба варианта присутствуют в тканях человека и шимпанзе (ближайших современных родственников Homo sapiens среди приматов). Разрушительный вариант CD33 нашли и у людей, и у обезьян: то есть исторически он появился первым. Однако защитный вариант встречается у людей в четыре раза чаще. Таким образом, ген, отвечающий за предотвращение болезни Альцгеймера, понадобился именно людям — когда в их популяциях возникли пожилые особи (шимпанзе обычно умирают, утратив способность к зачатию детей).

Потом Варки и Гагне решили проверить свою гипотезу на других генных вариантах — отвечающих за позднее наступление болезни Альцгеймера и за защиту от повышенного артериального давления, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Эти варианты проверили по базе данных проекта «1000 геномов». Оказалось, что данные варианты есть у многих народов Земли, но отсутствуют у шимпанзе, бонобо и горилл. Иными словами, гены защиты от старческих болезней оформились после выделения рода Homo.

«Бабушки так важны для нас, что мы даже выработали гены для защиты их разума», — отметил Варки.

«Гипотезу бабушки» антрополог Кристен Хоукс (Kristen Hawkes) выдвинула еще в 1990-е годы, обратив внимание на роль старушек в жизни танзанийских охотников-собирателей: те выкапывали корешки и кормили ими своих внуков. По мнению Хоукс, самки среди предков человека перестали умирать в 30-40 лет (как шимпанзе) благодаря бабушкам: они кормили внуков, что помогало дочерям скорее родить следующего ребенка. В результате «гены долголетия» в таких семьях передавались все большему количеству особей, и средний возраст гоминин за последние два миллиона лет вырос до 70 лет.

===
http://lenta.ru/news/2012/10/24/babushka/
17:05, 24 октября 2012
Ученые доказали важность бабушек для антропогенеза

Антропологи получили новое подтверждение "гипотезы бабушек": моделирование показало, что удвоение продолжительности жизни людей по сравнению с приматами могло произойти самопроизвольно благодаря заботе о потомстве в позднем возрасте. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Университета Юты.

[Spoiler (click to open)]Моделирование подразумевало, что заботиться о маленьких детях могли женщины начиная с 45-летнего и заканчивая 75-летним возрастом. При этом ребенок переходил от матери к бабушке не раньше, чем ему исполнится два года. Одна бабушка могла заботиться только об одном малыше, но это необязательно должен был быть ее прямой потомок.

Исходная средняя продолжительность жизни моделируемой популяции составляла 25 лет, примерно так же, как у современных шимпанзе. Однако у одного процента популяции она была повышена, что позволяло долгоживущим женщинам стать бабушками - то есть взять на себя заботу о потомстве. Это давало возможность матерям заводить больше детей, что, в свою очередь, увеличивало частоту генов "долгожительства".

Моделирование показало, что всего за 25-60 тысяч лет такой эволюции средняя продолжительность жизни в популяции достигала 43 лет - значения, характерного для современных охотников и собирателей. Интересно, что разработанная модель никак не учитывала размеры и эволюцию мозга - забота о потомстве приводила к увеличению продолжительности жизни самостоятельно.

В представлении ученых, возникновение у человека феномена бабушек и последовавшее за ним увеличение продолжительности жизни было связано с изменением климата. По их словам, древние люди, столкнувшись с засухами, были поставлены перед выбором. Они могли мигрировать вслед за сокращающимися лесами, где маленькие (не грудные) дети способны прокормиться фруктами самостоятельно. Либо отправиться в саванны, где пропитание несовершеннолетних полностью зависит от взрослых. В последнем случае это привело к возникновению заботы о потомстве в позднем возрасте и соответственному возрастанию продолжительности жизни.

Следует отметить, что модель подводит математическое обоснование для высказанной ранее эволюционной гипотезы, а не определяет реальную роль, которую играли бабушки в истории антропогенеза. Для этого потребовалось бы определить изменение средней продолжительность жизни предков людей на протяжении длительного времени, а такими данными ученые пока не обладают.

Недавно другая группа антропологов провела моделирование питания людей и их ближайших родственников и показала, что до изобретения термообработки приматы не могли позволить себе столь большой мозг, каким обладает человек.

===
http://www.pnas.org/content/early/2015/11/24/1517951112
Human-specific derived alleles of CD33 and other genes protect against postreproductive cognitive decline
Proceedings of the National Academy of Sciences, 30 ноября 2015
Tags: дети, научпоп, образование
Subscribe

  • армянская резня 1915 - провокация англичан

    Мимоходом, после обсуждения внутренних украинских раскладов, Джангиров и Бондаренко обсудили беспредельщиков-англичан и их провокации. С 16:55.…

  • для чего нужна "международная борьба с коррупцией"

    Джангиров кратенько охарактеризовал использование "борьбы с коррупцией" на "Украине" в "либеральном" империализме США и прочего Запада:…

  • пенсионеры

    Старички Министри перепевают совсем деда Игги (до сих пор живой - 1947 г.р.). Перепевают совсем в стариканской медлительной манере - что даже на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments