Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Category:
  • Mood:

появление систематизации образов в мозгу

В книге Солсо (цитата в конце поста) описаны "развивающие стадии" ребёнка, которые описал Выготский (с моими добавками - выделил):

1) сначала ребёнок объединяет объекты, образы которых у него имеют хоть какую-то связь в его мозгу - в "тематические" группы,

2) затем у ребёнка начинает появляться понимание групп по свойствам, но при этом группы эти не оказываются общей классификацией, а лишь локальной - на несколько объектов (выстраиваемых в цепочку), после чего внимание перепрыгивает на другое свойство объектов, по которому выстраивается новая цепочка,

3) и наконец у ребёнка по всем или большинству объектов уже есть знание об их свойствах и наличии таких же свойств у других объектов, это позволяет ему классифицировать объекты по таким свойствам - раскладывать в группы с одинаковым свойством, а в дальнейшем и понимать это свойство отдельно от объектов (в кучке красных кубиков краснота ещё не воспринимается как что-то отдельное от кубиков, но если добавить красных пирамидок, красных яблок, красных карандашей, то у свойства появится своя жизнь в образа красноты, отдельного образов того, на чём эта краснота).

К этому я добавлю ещё пару мыслей.

а) Почему-то в книге про когнитивное развитие не рассмотрен опыт практиков - того, как они обучают детей.
Какие методы дают лучший результат и как это можно проверить экспериментально и обосновать теоретически.

б) На днях поймал уже применительно к себе эту схему познания: сначала изолированные образы в контексте, потом выстраивание цепочек из образов, потом дохожу до внятного понимания системы и попыток описать причины. Такая история происходит тогда, когда без системных знаний начинаю копать какую-то тему. Будь то история большевизма, посты с кучей песен. Будь у меня систематические знания по этим темам - не было бы такого дилетантизма. Но с другой стороны - то, что я выстраиваю в систему - оно моё, я в этом уверен. И если будут противоречия моей системы фактам - это будет моя проблема, а не крушение авторитетов. Со своей проблемой легче справиться.

Так что я думаю, что у детей не что-то особенное происходит, а вполне стандартный порядок выстраивания связей между образами с распознаванием и классификацией деталей образов.

в) Это так сказать "детский", образный способ познания. Ему противопоставлен "взрослый" способ - через штудирование чужого опыта. Чужой опыт часто бывает лучше систематизирован, имеет наработку много человеко-дней, человеко-лет, а потому "детским" способом его будет трудно повторить в разумные сроки.

г) Но тут есть одно но - без наличия хотя бы затравки из "детского" способа, "взрослые" штудии будут так же эффективны, как зубрёжка - т.е. почти никак. Максимум человек запомнит и при применении научится пользоваться. А вот развивать тему не сможет. Для развития темы в ней должен быть прокачан "детский" вариант развития тоже.

д) В своё время - когда рушился СССР и Единственно Правильная Идеология - появился выбор, которым только предстояло научиться пользоваться. Причём уже тогда выбор был проблемный - с подставами, жуликами, попытками влезть в голову и карман. Тогда то я интуитивно пришёл к такому способу ограждать себя от подозрительных идей - пытаться самому их придумать. + понять при этом, зачем они мне могут понадобиться. Может быть именно из-за этого я до сих пор способен к "детскому" способу научения - без готовой чужой систематизации. Потому что тренировался из-за своей "паранои".

е) Но как уже писал - отсутствие проверенной базы систематизированных знаний об обществе и человеке - это большая проблема всего общества. Я потратил слишком много времени, чтоб выплыть в этом болоте до какой-то твёрдой кочки. А многие до сих пор сидят в трясине. Нормальная же ситуация такая: когда новое поколение стоит на плечах у предыдущего, вобрав их проверенный и систематизированный опыт. Создание такой чистой базы знаний - хорошая цель для национальной интеллигенции, интеллектуалов. Если таковые появятся в заметном количестве и качестве.

***

ё) Вспомнил ещё одну историю про классификацию. В начальной школе нашему классу задали задание - наклеить разных видов бумаги на лист А4. Какая была формулировка, уже не помню, но помню, что я её просто не понял и решил собрать самых разных бумаг и наклеить все варианты. Такой подход был оценен на тройку. А на 5 учительница оценила лист всего с 3 бумажками - обычной, картоном и папиросной.

Тут у меня вопрос - а что при этом оценивалось? Если ребёнок не справляется с классификацией - он не начнёт справляться от получения невысокой отметки. Тут вообще-то или требуется работа педагога и не за раз, или ждать, когда сам случайно научится. Ещё хорошо, что учительница показала "как надо", а не просто проставила всем троек. Я это запомнил, запомнил, что есть что-то, что не понимаю, запомнил, как надо "правильно" отвечать на такой вопрос, но к научению классификации это не имело никакого отношения.
===
Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил.
с.433-434 Глава 13. Когнитивное развитие

Развивающие стадии.

Выготский наблюдал за тем, как дети сортируют объекты, например различные по размеру, цвету и форме кубики. Дети в возрасте 6 лет и старше, по-видимому, выбирали объект на основе единственного качества, например цвета: все зеленые коробки группировались вместе, так же как синие коробки, и т. д. Дети в возрасте менее 6 лет использовали «цепочки понятий», под чем Выготский подразумевал, что в процессе выбора изменялась классификация. Ребенок мог взять, скажем, несколько синих кубиков и затем заметить треугольник. Это приводило к выбору другого треугольника и т. д., пока какой-нибудь другой тип кубиков не привлекал внимание ребенка, например кубики с закругленными углами, от которых он переходил к следующему типу. Процесс выбора, казалось, имел цепной характер и был изменчивым.

Дошкольники организовывали объекты тематически, а не таксономически. Например, дети старшего
возраста и нормальные взрослые могли поместить животных в одну категорию, мебель — в другую, а
игрушки — в третью (таксономическая классификация), в то время как очень маленький ребенок мог
объединять в одной категории кота со стулом, игрушку с книжным шкафом, а собаку с тарелкой для фрисби, потому что коты сидят на стульях, игрушки хранятся в книжном шкафу, а собака играет с тарелкой (тематическая классификация). На основе подобных наблюдений Выготский сделал вывод, что дети проходят через три стадии понятийного развития:

1. Формирование тематических понятий, в которых важны отношения между объектами.
2. Формирование цепочек понятий (описанных выше).
3. Формирование абстрактных понятий, подобно формированию понятий у взрослых.
===
ВИДЕО с примерами.

https://www.youtube.com/watch?v=TDrfxtsoxKA
Играем в сортировку с малышом 2 года жизни
DanilovaVideo, 29 окт. 2012


https://www.youtube.com/watch?v=WWCdvjsjJ8o
Учимся играть, а не заниматься Занятие, часть 4 Лена Данилова
DanilovaVideo, 29 окт. 2014
Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments