Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Category:
  • Mood:

появление систематизации образов в мозгу

В книге Солсо (цитата в конце поста) описаны "развивающие стадии" ребёнка, которые описал Выготский (с моими добавками - выделил):

1) сначала ребёнок объединяет объекты, образы которых у него имеют хоть какую-то связь в его мозгу - в "тематические" группы,

2) затем у ребёнка начинает появляться понимание групп по свойствам, но при этом группы эти не оказываются общей классификацией, а лишь локальной - на несколько объектов (выстраиваемых в цепочку), после чего внимание перепрыгивает на другое свойство объектов, по которому выстраивается новая цепочка,

3) и наконец у ребёнка по всем или большинству объектов уже есть знание об их свойствах и наличии таких же свойств у других объектов, это позволяет ему классифицировать объекты по таким свойствам - раскладывать в группы с одинаковым свойством, а в дальнейшем и понимать это свойство отдельно от объектов (в кучке красных кубиков краснота ещё не воспринимается как что-то отдельное от кубиков, но если добавить красных пирамидок, красных яблок, красных карандашей, то у свойства появится своя жизнь в образа красноты, отдельного образов того, на чём эта краснота).

К этому я добавлю ещё пару мыслей.

а) Почему-то в книге про когнитивное развитие не рассмотрен опыт практиков - того, как они обучают детей.
Какие методы дают лучший результат и как это можно проверить экспериментально и обосновать теоретически.

б) На днях поймал уже применительно к себе эту схему познания: сначала изолированные образы в контексте, потом выстраивание цепочек из образов, потом дохожу до внятного понимания системы и попыток описать причины. Такая история происходит тогда, когда без системных знаний начинаю копать какую-то тему. Будь то история большевизма, посты с кучей песен. Будь у меня систематические знания по этим темам - не было бы такого дилетантизма. Но с другой стороны - то, что я выстраиваю в систему - оно моё, я в этом уверен. И если будут противоречия моей системы фактам - это будет моя проблема, а не крушение авторитетов. Со своей проблемой легче справиться.

Так что я думаю, что у детей не что-то особенное происходит, а вполне стандартный порядок выстраивания связей между образами с распознаванием и классификацией деталей образов.

в) Это так сказать "детский", образный способ познания. Ему противопоставлен "взрослый" способ - через штудирование чужого опыта. Чужой опыт часто бывает лучше систематизирован, имеет наработку много человеко-дней, человеко-лет, а потому "детским" способом его будет трудно повторить в разумные сроки.

г) Но тут есть одно но - без наличия хотя бы затравки из "детского" способа, "взрослые" штудии будут так же эффективны, как зубрёжка - т.е. почти никак. Максимум человек запомнит и при применении научится пользоваться. А вот развивать тему не сможет. Для развития темы в ней должен быть прокачан "детский" вариант развития тоже.

д) В своё время - когда рушился СССР и Единственно Правильная Идеология - появился выбор, которым только предстояло научиться пользоваться. Причём уже тогда выбор был проблемный - с подставами, жуликами, попытками влезть в голову и карман. Тогда то я интуитивно пришёл к такому способу ограждать себя от подозрительных идей - пытаться самому их придумать. + понять при этом, зачем они мне могут понадобиться. Может быть именно из-за этого я до сих пор способен к "детскому" способу научения - без готовой чужой систематизации. Потому что тренировался из-за своей "паранои".

е) Но как уже писал - отсутствие проверенной базы систематизированных знаний об обществе и человеке - это большая проблема всего общества. Я потратил слишком много времени, чтоб выплыть в этом болоте до какой-то твёрдой кочки. А многие до сих пор сидят в трясине. Нормальная же ситуация такая: когда новое поколение стоит на плечах у предыдущего, вобрав их проверенный и систематизированный опыт. Создание такой чистой базы знаний - хорошая цель для национальной интеллигенции, интеллектуалов. Если таковые появятся в заметном количестве и качестве.

***

ё) Вспомнил ещё одну историю про классификацию. В начальной школе нашему классу задали задание - наклеить разных видов бумаги на лист А4. Какая была формулировка, уже не помню, но помню, что я её просто не понял и решил собрать самых разных бумаг и наклеить все варианты. Такой подход был оценен на тройку. А на 5 учительница оценила лист всего с 3 бумажками - обычной, картоном и папиросной.

Тут у меня вопрос - а что при этом оценивалось? Если ребёнок не справляется с классификацией - он не начнёт справляться от получения невысокой отметки. Тут вообще-то или требуется работа педагога и не за раз, или ждать, когда сам случайно научится. Ещё хорошо, что учительница показала "как надо", а не просто проставила всем троек. Я это запомнил, запомнил, что есть что-то, что не понимаю, запомнил, как надо "правильно" отвечать на такой вопрос, но к научению классификации это не имело никакого отношения.
===
Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил.
с.433-434 Глава 13. Когнитивное развитие

Развивающие стадии.

Выготский наблюдал за тем, как дети сортируют объекты, например различные по размеру, цвету и форме кубики. Дети в возрасте 6 лет и старше, по-видимому, выбирали объект на основе единственного качества, например цвета: все зеленые коробки группировались вместе, так же как синие коробки, и т. д. Дети в возрасте менее 6 лет использовали «цепочки понятий», под чем Выготский подразумевал, что в процессе выбора изменялась классификация. Ребенок мог взять, скажем, несколько синих кубиков и затем заметить треугольник. Это приводило к выбору другого треугольника и т. д., пока какой-нибудь другой тип кубиков не привлекал внимание ребенка, например кубики с закругленными углами, от которых он переходил к следующему типу. Процесс выбора, казалось, имел цепной характер и был изменчивым.

Дошкольники организовывали объекты тематически, а не таксономически. Например, дети старшего
возраста и нормальные взрослые могли поместить животных в одну категорию, мебель — в другую, а
игрушки — в третью (таксономическая классификация), в то время как очень маленький ребенок мог
объединять в одной категории кота со стулом, игрушку с книжным шкафом, а собаку с тарелкой для фрисби, потому что коты сидят на стульях, игрушки хранятся в книжном шкафу, а собака играет с тарелкой (тематическая классификация). На основе подобных наблюдений Выготский сделал вывод, что дети проходят через три стадии понятийного развития:

1. Формирование тематических понятий, в которых важны отношения между объектами.
2. Формирование цепочек понятий (описанных выше).
3. Формирование абстрактных понятий, подобно формированию понятий у взрослых.
===
ВИДЕО с примерами.

https://www.youtube.com/watch?v=TDrfxtsoxKA
Играем в сортировку с малышом 2 года жизни
DanilovaVideo, 29 окт. 2012


https://www.youtube.com/watch?v=WWCdvjsjJ8o
Учимся играть, а не заниматься Занятие, часть 4 Лена Данилова
DanilovaVideo, 29 окт. 2014
Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments