Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Category:
  • Mood:

Фурцваген

У саксофониста Алексея Козлова в книге "Козёл на саксе" (новое название "Джазист") нашёл упоминание о неком "фурцвагене":
===
http://lib.ru/%3E%3C/CULTURE/MUSIC/KOZLOV/kozel_na_saxe.txt
Алексей Козлов. Козел на саксе
Глава 14. Прорыв
...
И вдруг, где-то в конце ноября, ко мне домой приходит телеграмма из филармонии с вызовом на прослушивание, на начало декабря. Мы покупаем билеты, садимся в поезд "Янтарь" Москва-Калининград и едем через Белоруссию и Литву в бывшую столицу пруссии - Кенигсберг. Поезд прибыл около полудня на типичный немецкий вокзал. Мы вылезли из вагона со своим скарбом - барабанами, гитарами и другими инструментами, по которым нас и опознали встречавшие администраторы. На вокзальной площади, окруженный мрачными немецкими зданиями, стоял на постаменте Михаил Иванович Калинин, не имеющий к этому городу никакого исторического отношения. Нас усадили в "фурцваген", крохотный уродский микроавтобус, выпущенный специально для перевозки артистов по спецприказу министра культуры хрущевской эпохии - Екатерины Фурцевой. Мы выгрузились около ДК Железнодорожников и затащили инструменты на сцену через заднюю дверь, после чего нас пригласили пообедать и приготовиться к прослушиванию.
===
http://alexeykozlov.com/?p=1950
Козлов-литератор. Книга "Джазист"
Глава 14. Прорыв
...
Нас усадили в «фурцваген» – крохотный уродливый микроавтобус, выпущенный для перевозки артистов по спецприказу министра культуры хрущевской эпохи, Екатерины Фурцевой.
===
Не помню такой техники и потому не понимаю брюзжания Козлова. Вполне может быть, что он был неказист и не особо удобен, но функцию свою выполнял - доставил музыкантов с их музыкантским барахлом на место. Предлагаю фурцваген сравнивать не с идеальным сферическим транспортом в вакууме, а с реальными альтернативами - несколько ходок легкового такси (клубные музыканты в МСК сейчас, например, вполне на таком варианте катаются, даже с бочкой и контрабасом), грузовик с погрузкой всех в кузов, рейсовый автобус, куда бы музыканты набились вместе с обычными пассажирами. Так что Козлов, на мой взгляд, просто брюзга.

А так, я поискал, что это такое было - вполне обычное нишевое изделие. Может Фурцева и начудила с "передвижными библиотеками", которые должны были "трактористам в поле привозить книжки", но для передвижения тех же музыкантов или ещё какой самодеятельности - такой мелкий автобус вполне подходил.

===
Тут мелкие фотки и рассказ об истории автобусов "Кубань". В начале советская пропаганда о том, как "хорошо в стране советской жить, раз специальный автобус делали для удовлетворения культурных потребностей населения". Хотя на самом деле это изначально планировалось как агитмашина - для развоза агитаторов вперемешку с деятелями культуры. Так что деньги выделили именно по разряду агитации и пропаганды, но и культуре тоже что-то досталось.

https://www.autowp.ru/articles/avtobusyi_kuban_/
Автобусы "Кубань"
«Грузовик Пресс» №11/2006
Д. Дементьев, фото А. Новикова и из архива АО «АВТОКУБАНЬ»
Источник: www.gruzovikpress.ru

Специальные автобусы были непременным атрибутом агитации и средством народного просвещения вдали от крупных городов. Они сыграли немалую роль в культурно-просветительной работе на селе. Заслугу их невозможно переоценить. Именно поэтому производство таких машин всегда было под бдительным контролем Министерства культуры.
===
Тут в жж фотки разных моделей Кубанца-фурцвагена (по ссылке больше фоток):

http://rostov-don.livejournal.com/3530639.html
Кубань.
vitiay wrote in rostov_don, 28.2.2015
А это Кубань 65А


Потом понеслась куча модификаций уже на базе Газ-53, даже изобрели троллейбус из Кубани.

===
http://www.lgz.ru/article/-50-6536-17-12-2015/prosvetitel-na-kolyesakh/
Литературная газета, № 50 (6536) (17-12-2015)
Просветитель на колёсах
Общество / Человек / Почта "ЛГ"

Завершается Год литературы. Он прошёл незаметно и так же незаметно уходит. Поэтому вспоминать хочется не о нём, а о том, почему Советский Союз стал самой читающей страной в мире. Так вот, в частности и потому, что наша страна была единственным государством в мире, которое выпускало специальную технику для учреждений культуры.

Стационарных «очагов культуры» в деревнях и сёлах не хватало, и в 60-е годы Краснодарский механический завод начал производство спецавтобусов. Темпы роста впечатляли: если в 1963 году было выпущено 293 машины, то в 1966-м – уже 955. Друг за другом появились на свет четыре модификации «автомобилей-просветителей»: автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей.

Автоклуб был среди своих собратьев самым весёлым автобусом. На нём разъезжали и давали концерты для сельских тружеников и самодеятельные артисты, и профессионалы.

– Этот автобус появился при министре культуры СССР Екатерине Фурцевой, и мы его называли «фурцваген», – улыбаясь, говорит Леонид Влади­славович Погребельский, почти полвека проработавший директором сельского Дома культуры. А ветеран библиотечного дела Галина Ивановна Бирюкова вспоминает:

– В начале 70-х в наш район поступил голубенький с белой крышей автобус-библиотека «Кубань». Мы его ласково называли «Кубанец – белобрысый удалец». Трясло в нём здорово, мы ещё шутили: как на коне верхом. Летом было жарко как в бане, а зимой я там ногами «барыню» в дороге выплясывала. Меня сразу после библиотечного техникума и определили по сёлам разъезжать. Приезжаем прямо на поле, а трактористы веселятся: «Давай, дивчина, про шпионов что-нибудь!» Передо мной две стопки книг. В одной – классики, а в другой – детективы. И брали, скажу вам, и Льва Толстого, и Льва Шейнина.

К концу 70-х годов завод выпускал уже около девяти тысяч автобусов в год. И почти половина из них распределялась уже не только учреждениям культуры. Спрос на «Кубань» был велик – за такими машинами стояла очередь из представителей промышленных, строительных предприятий, колхозов и совхозов.

Всего было выпущено 112,5 тысячи автобусов и спецмашин «Кубань». После распада СССР завод был переименован в акционерное общество «АвтоКубань», и в 2001 году история предприятия завершилась…

Сергей БУЗМАКОВ, КРАСНОДАР
Tags: картинки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments