Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Category:
  • Mood:

Сюткины о русской кухне

Сбываются мечты Крылова о выходе русской кухни в более широкий оборот (* или пока не сбываются). Вот уже даже жж начинает проводить какие-то акции с популяризаторами русской кухни Сюткиными (* с их оценкой есть вопросы). Не без вопросов, но движение в правильном направлении (* или пока во всё том же).

*) Дополнение: в комментах сообщают, что у Сюткиных конфликт с Сырниковым, и дают ссылку:
http://yablor.ru/blogs/obmen-lyubeznostyami-kulinarov-i-is/5769217

а) Что могу подтвердить - обоснованность части претензий за плагиат:
http://iz-za-pechki.livejournal.com/93561.html
В комменты туда закинул свои возражения по части цитат (№2 и №4), у которых стоят ссылки на первоисточник. Но, если авторы не смотрели указанные ими первоисточники, а источник, по которому цитируют, не указали (точно №2 и возможно не указали в №4) - и тогда это тоже можно будет назвать плагиатом.

б) Люди пишут, что Сюткины - скандалисты и некорректные интерпретаторы источников:
https://www.facebook.com/fatduck.dejur/posts/1162511517146175
Со мной они пока не скандалили, а на некорректность некоторых их интерпретаций я указал в своём посте. От "возможны варианты" до "всё совсем наоборот". При этом некорректности были против русских.

в) Насчёт сырниковского "нельзя читать что попало". Моё мнение: можно, но стоит понимать, чем это чревато - как минимум потерей времени на выяснение подробностей. Не скажу, что тут я потерял кучу времени. По сравнению с потерей времени на разбор советской истории - тут я почти ничего не потерял. А всего за сутки разобрался с парой авторов. Что в дальнейшем мне сэкономит массу времени.
===
https://afisha-lj.livejournal.com/788018.html
tanechka_s в afisha_lj, 2 марта 2018, 13:09
Как прошел LiveJournal Meetup о русской кухне

28 февраля в офисе Rambler&Co состоялся LiveJournal Meetup — неформальная встреча популярных и начинающих блогеров.

Спикерами стали Ольга и Павел Сюткины p_syutkin — знатоки русской кухни (Ольга и Павел издали книги о её прошлом и настоящем), телеведущие и авторы любимого многими блога в Живом Журнале.

На встрече обсуждался непростой вопрос «национальности» русской кухни. Разговор получился интересным, а вечер — полным приятных встреч и дружеского общения. Мы рады поделиться с вами рассказом о том, как всё происходило.

Обязательно посмотрите полную видеозапись встречи, вас ожидает много открытий и новых знаний!

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ LIVEJOURNAL MEETUP
===
https://www.facebook.com/livejournal.ru/videos/10156501196652223/
LiveJournal Russia was live — at Мансарда
28 February at 08:30 · Moscow ·
LiveJournal Meetup — неформальная встреча блогеров. Историки русской гастрономии, кулинары и авторы блога p_syutkin — Ольга и Павел Сюткины — раскроют секреты становления и развития национальной кухни.

===
Вынесу из своих комментов у Сюткина (там я обращался к нему и эти обращения остались) с небольшими добавками после (где я о Сюткине в третьей лице). Сводить это в единый стиль лень.

1) 22:00 на видео - тут идут советские сказки о том, что русский народ сложился лишь при Иване 3.

Мол, только тогда возникло единство территории, управления и экономики. Это - советское враньё!

Единство было уже при ранних Рюриковичах, а тем более при Владимире 2 и Ярославе - когда Русь (никакая не "Киевская", а просто Русь) стала великой империей, объединившей и культурно (те же берестяные грамоты находят не только в Новгороде, и находят их даже задолго до падения редуцированных в языке - когда церковнославянский был не сильно отличным от разговорных диалектов), и религиозно (Владимир-Креститель), и политически (Русь была по сути семейным предприятием Рюриковичей, Русская Правда - общий свод законов), и частично экономически (основа: обход княжеской дружиной подданных) восточнославянские племена, люди с которых уже тогда стали принимать как своё этническое имя - русин, русские (мн.число от слова "русин" было как раз "русские"). Это самоназвание расползается от киевщины по остальным русским землям. И после этого НАВСЕГДА там закрепляется - до прихода соввласти, которая целенаправленно уничтожала русскую память, и в кухне, и в национальном сознании. В частности, русинами себя считали даже подкарпатские русины - которые меньше всех были под единой властью с остальными русскими - их земли оттяпали у Руси венгры. Часть этих русинов в Венгрии/Австро-Венгрии переселились в Сербию - т.е. вообще никогда более не были на Руси/в России/в СССР. Но оставались русинами. Вот такое крепкое было русское единство, а не "сборище племён и родов", если самоназвание дожило до сих пор, сквозь немецкое и советское истребление русского национального самосознания.

Почему же совок педалирует московского Ивана 3? Да потому, что это удобная точка отсчёта, которая позволяет расколоть русский народ на 3 части: на "русских" (на самом деле только одну часть русских - великорусов), "украинцев" (на самом деле малорусов и карпаторусов), и на белорусов.

На всякий случай напомню, что никакие политические, экономические и диалектные разделения не будут разделять единый народ, если этого не желает начальство и интеллектуалы. Германия политически объединилась лишь в 19 веке, а до того имела многовековую историю феодальной раздробленности. И что? Это как-то мешает немцам выучить единый литературный язык и считать себя всех немцами, и не ругаться друг с другом алеманнам и баварцам с саксонцами. Не мешает, потому что начальство было не вражеское, как банда большевиков - немецких агентов. И интеллигенция была у немцев национальная, а не антинациональная, как советская (собранная Горьким для восхваления концлагерей Гулага) и постсоветская (с "букетиком кровей").


На всякий случай:
Не то, что бы я вас считал "советским лжецом", хотя и пишу, что у вас советская ложь. Вы можете просто не разобраться в вопросе, по которому слишком много лжи. Но если говорить про русскую еду, то так или иначе, придётся докапываться до того большевицкого погрома, который уничтожил цельное восприятие русской еды, и самой по себе, и как части русской культуры и самосознания. А так же разбираться с вопросом, почему этот так получается, что вроде уже и СССР давно нет, но постсоветские начальство и "интеллигенция" мешают такому безобидному занятию, как увлечение русской кухней. От распространения обидных небылиц до прямого запрета на рекламу всего, что может положительно преподносить слово "русский" ("русский ресторан", например).


2) 29:00 - про хлеб с лебедой у крепких хозяев.

"Чтоб не расслабляться" - это какая-то очень современная мотивация. У меня она вызывает подозрение в полном отрыве от реальности. Мне где-то попадалась инфа - что крепкие крестьяне подмешивали лебеду, чтоб выбить у правительства помощь хлебом. Ибо, в отличие от большевиков, царские власти заранее создавали запасы хлеба, чтоб покрывать ими недостачи крестьян в "голод" (что тогда означало не лютый советский голод с людоедством, а всего лишь недород). Такая мотивация - мотивация НОРМАЛЬНЫХ людей, а не идиотов, которые на пустом месте себе делают "нерасслабон".

Кстати, наиглавнейшая новация советской кухни - человечина. 3 голодомора 1921-23, 32-33 и 46-47 с 5, 7 и 1,5 млн трупов, десятками миллионов голодающих и с массовым людоедством. Это - так сказать, "оборотная сторона" большевицкой "Книги о вкусной и здоровой пище".


3) 30:00 - про книгу Русские царские кушанья.

Опять кривовато расставлены акценты. То, что книга печаталась для польского царевича - не означает, что для русских не была интересна собственная кухня. Просто русские свою кухню и так хорошо знали и даже посчитали важным и потратились, чтоб обучить ей польского царевича. Если до 19-20 века дожили сказители, которые из уст в уста передавали басни про Владимира Красно Солнышко, то чего уж такую обыденность как повседневную еду не помнить устно?

В общем, с расставлением акцентов в рассказе беда. Не можете попасть верно, так хотя бы не делайте их совсем уж глупыми - вообще не делайте. То у вас крестьяне совсем идиоты, которые лебеду едят, "чтоб не расслабляться", а то бояре настолько свою еду не ценят, что специально книгу делают для знакомства с русской едой претендента на царский престол.


4) 31:00 - Про мнения, с какого момента считать какое-то блюдо национальным.

Не помню точно у кого, может быть у Сокирянского, а может - у Сырникова - была книга с подборкой того, что автор посчитал русской едой. Так там он прямо заявил про селёдку под шубой, что это хоть и чисто советская еда полувековой давности - но она на самом деле хороша и прочно вошла в русскую кухню, а потому она и есть часть русской кухни.

Так что можно подходить и с такой субъективной позиции: едим и считаем это своим - значит оно своё.

В связи с каким-то странным запретом в Москве на вывески "шаурма" (когда я тут бываю, я теперь вижу "доннер"), скоро и шаурма станет истинно русской едой, т.к. азиаты от этого названия официально отказываются.

Добавка: вообще-то это вопрос культуры присваивания. У русских отбили такую культуру, объявив монополию на присваивание только для начальства и криминала. Либо ты начальник и право имеешь, либо ты преступник - и берёшь себе что-то без разрешения начальства. Либо ты какой-то осбенный чудесный многонационал, которому всё позволено. Ну так культуру можно себе вернуть, только пользуясь ей. В т.ч. и культуру присваивания.

Сюткин тут приводит пример того, как великая французская кухня оказалась завозной флорентийской кухней - её при завозе Екатериной Медичи, когда она вышла замуж за Генриха 2. Сюткин называет эту кухню Медичи итальянской, хотя итальянцев тогда ещё не было, и нынешняя итальянская кухня с её простонародной пастой и пиццей - это не княжеская кулинария. Ну так французов совсем не парит то, что их кухня - завозная. Так почему русских людей должны парить какие-либо заимствования? Если в русских ресторанах начнут подавать суши и роллы не из сырой рыбы, а из слабосолёной - более безопасной с т.зрения заражения паразитами - то это вполне может стать частью русской кухни. Японцам, кстати, нравится слабосолёная рыба - на ютубе есть ролики - у Шамова, вроде были. И у японцев русские уже заимствовали кое-что, что теперь впаривают японцам как русский сувенир: матрёшку. И никто особо из японцев не возражает - т.к. получился совсем новый продукт.


5) Про репу.

У Сталика Хашимова были где-то рассказы, что в Узбекистане, картошку считают русской едой (принесена туда русскими) и отказываются от неё в пользу своей традиционной узбекской репы. Так что не стоит бояться того, что кто-то для себя считает какую-то еду более подходящей "потому что её ели отцы и деды". Это дело личного вкуса и заморочек.


6) 45:45 - про обычаи подачи.

Регулярно просматриваю на ютубе ролики, как пытаются покормить русской едой всяких иностранцев. Обычно это делает молодёжь, которая не догоняет, как правильно еду подать: что солёный огурец - он не сам по себе, а или как закусь к водке, или с картохой, что селёдка тоже не сама по себе, а с лучком и картошкой, что гречка сама по себе ужасна (еда-мучение для любителей страшного ЗОЖа), а нормальна или в молоке (детская еда), или с подливой и тушёным мясом/печёнкой. Из-за этого разбиения цельной еды на компоненты, иностранцы не могут понять вкуса, который появляется только когда это естся совместно, когда, например, солёные огурец или сельдь добавляют солёности к пресной картошке, когда подлива делает удобоваримой сухую и колючую гречку.


7) 1:37:00 - про пироги.

Зализняк, к примеру, говорит, что пирог - это очень древнее исконное славянское слово: пить -> пир (где пьют) -> пирог (что едят на пиру):

https://www.youtube.com/watch?v=eQHXI4GEHKw
Происхождение слова «пирожное»
Родноречие, 14 нояб. 2016 г.
Вопрос: происхождение слова «пирожное» с научной точки зрения.
Рассказчик: доктор филологических наук, языковед, академик Российской академии наук Зализняк Андрей Анатольевич



8) 1:45:00 - про влияние советского общепита и послеперестроечное кулинарное инобесие.

Мне такое мнение первый раз попадается - что после советской изоляции люди ринулись распробывать иностранные кухни (тут как раз я полагаю, что мотив нормальный, человеческий). Возможно, в этом что-то есть.

Но! Но тут есть ещё и добавок неприятный - что одновременно отвергалась и оскорблялась русская кухня, которой многие даже не знали, а судили лишь по выдуманным советскими интеллигентами небылицам в духе "лаптем щи хлебать" - мол, русское = бедное и невкусное. Хотя на самом деле, русских до такого состояния довели большевики, и не просто довели, а поубивав миллионы людей - т.к. этому невозможно было не сопротивляться. А после этого, наследники большевиков духовные, а часто и физические ставят в русским в вину их бедность, которую их же предки насилием и ложью навязали русским людям.


9) В конце был вопрос про "культурное наследие" ЮНЕСКО - что бы объявить из русской кухни. Сюткин вполне здраво говорит, что хорошо бы сначала ратифицировать эту конвенцию, а, во-вторых - хорошо бы продумать цель объявления чего-либо культурным наследием. Что это имеет смысл для заманивания интуристов. Я добавлю - что заманивание предполагает комплекс мероприятий, в который можно будет встроить и "культурное наследие". Без этого продуманного комплекса мер всё будет бессмысленной показухой.
Tags: кухня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments