Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

Начало русской письменности

Гиппиуса нахваливает Зализняк (https://youtu.be/pXpY2yEKES0?t=2h21m10s): он вникает в подробности древней жизни и даёт осмысленные расшифровки сложных древних текстов.
Про возникновение бытовой и деловой письменности Гиппиус в этом и других роликах утверждает, что начало ей было положено отсылом учиться князем Владимиром детей знати.

Первая достоверно русская надпись - надпись на сребреннике Владимира Святославича (988-1015).
Первая известная русская книга - Новгородская восковая псалтырь (1ая четверть 11 века)

Между первой книгой и появлением берестяных грамот - зазор: когда выросло поколение умевшее читать и писать, и захотевшее использовать это для бытовых и деловых нужд. В Новгородско-Софийской летописи под 1030: князь Ярослав собрал от попов и старост 300 детей и отдал их в обучение книгам. Это поколение новгородских школьников дало:
первые берестяные грамоты - с 1030х,
новгородские чиновники - деревянные цилиндры-пломбы для мешков с данью (2 четверть-середина 11 века),
поп Упырь Лихой - переписал книгу толковых пророков 1047,
дьякон Григорий - писец Остромирова евангелия 1057.

https://www.youtube.com/watch?v=MOCKPTmIFfk
Алексей Гиппиус - Берестяные грамоты и начало древнерусской письменности
ПостНаука, 3 сент. 2015


https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородский_кодекс
Новгоро́дский ко́декс (также «Новгородская псалтирь», по наиболее надёжному читаемому тексту) — древнейшая известная книга Руси (обнаружена в 2000 году). Содержит полный текст псалмов 75 и 76 и часть псалма 67, записанных на старославянском языке.

Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью писа́ла. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше Остромирова евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания 1056—1057 гг.
===
https://ru.wikipedia.org/wiki/Остромирово_Евангелие

Остроми́рово Ева́нгелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века[1]. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке (шифр F.п.I.5.).

Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близоком» (родственником) князя Изяслава Ярославича[3]. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы

Тем самым «Остромирово Евангелие» — древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси.
===
Дальше в википедии пишут советские глупости:
"В нём, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка."

Укрмову создали в 19-20 веке, и между новгородскоим евангелием и укрмовой нет никакой связи. Кроме того, что укрмову делали на основе малорусских говоров в пику русской литературной традиции, имевшей к тому моменту многовековую историю развития. Более того - историки русского языка по берестяным грамотам восстановили, что в то время - к началу русской письменности - именно новгородский диалект был более особым, чем все остальные племенные русские говоры. В частности там не прошла 2 палатализация - единственный славянский диалект из известных, где такое случилось. Это связывают с тем, что район будущего Новгорода заселялся славянами очень рано - с 8 века точно, а возможно и с 6 века (установил Седов по археологии курганов). В результате эти славяне жили на отшибе славянского мира и до них 2 палатализация не успела дойти. Кстати, эта новгородская диалектная древность попала в современный русский язык в виде отмены 2 палатализации в окончаниях перед ятем: въ рукѣ, а не въ руцѣ. Т.е.часть особенностей великорусских наречий и русского литературного языка - более древняя, чем произошло разделение русского языка на мало-, бело- и 2 великорусских наречия после падения еров во 2 половине 12 века. Об этом было у Зализняка.
===
Развёрнутая версия лекции Гиппиуса:

https://www.youtube.com/watch?v=dtzgMOUm_8o
Алексей Гиппиус: Древненовгородские берестяные грамоты как коммуникативное явление
Денис Кижаев, 12 февр. 2016 г.
Лекция прочитана в лектории Политехнического музея историком и филологом Алексеем Алексеевичем Гиппиусом 25 марта 2011 года
Источник: http://www.nkj.ru
Tags: Русь, окраинство, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments