Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

Начало русской письменности

Гиппиуса нахваливает Зализняк (https://youtu.be/pXpY2yEKES0?t=2h21m10s): он вникает в подробности древней жизни и даёт осмысленные расшифровки сложных древних текстов.
Про возникновение бытовой и деловой письменности Гиппиус в этом и других роликах утверждает, что начало ей было положено отсылом учиться князем Владимиром детей знати.

Первая достоверно русская надпись - надпись на сребреннике Владимира Святославича (988-1015).
Первая известная русская книга - Новгородская восковая псалтырь (1ая четверть 11 века)

Между первой книгой и появлением берестяных грамот - зазор: когда выросло поколение умевшее читать и писать, и захотевшее использовать это для бытовых и деловых нужд. В Новгородско-Софийской летописи под 1030: князь Ярослав собрал от попов и старост 300 детей и отдал их в обучение книгам. Это поколение новгородских школьников дало:
первые берестяные грамоты - с 1030х,
новгородские чиновники - деревянные цилиндры-пломбы для мешков с данью (2 четверть-середина 11 века),
поп Упырь Лихой - переписал книгу толковых пророков 1047,
дьякон Григорий - писец Остромирова евангелия 1057.

https://www.youtube.com/watch?v=MOCKPTmIFfk
Алексей Гиппиус - Берестяные грамоты и начало древнерусской письменности
ПостНаука, 3 сент. 2015


https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородский_кодекс
Новгоро́дский ко́декс (также «Новгородская псалтирь», по наиболее надёжному читаемому тексту) — древнейшая известная книга Руси (обнаружена в 2000 году). Содержит полный текст псалмов 75 и 76 и часть псалма 67, записанных на старославянском языке.

Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью писа́ла. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше Остромирова евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания 1056—1057 гг.
===
https://ru.wikipedia.org/wiki/Остромирово_Евангелие

Остроми́рово Ева́нгелие — древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века[1]. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке (шифр F.п.I.5.).

Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близоком» (родственником) князя Изяслава Ярославича[3]. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы

Тем самым «Остромирово Евангелие» — древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси.
===
Дальше в википедии пишут советские глупости:
"В нём, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка."

Укрмову создали в 19-20 веке, и между новгородскоим евангелием и укрмовой нет никакой связи. Кроме того, что укрмову делали на основе малорусских говоров в пику русской литературной традиции, имевшей к тому моменту многовековую историю развития. Более того - историки русского языка по берестяным грамотам восстановили, что в то время - к началу русской письменности - именно новгородский диалект был более особым, чем все остальные племенные русские говоры. В частности там не прошла 2 палатализация - единственный славянский диалект из известных, где такое случилось. Это связывают с тем, что район будущего Новгорода заселялся славянами очень рано - с 8 века точно, а возможно и с 6 века (установил Седов по археологии курганов). В результате эти славяне жили на отшибе славянского мира и до них 2 палатализация не успела дойти. Кстати, эта новгородская диалектная древность попала в современный русский язык в виде отмены 2 палатализации в окончаниях перед ятем: въ рукѣ, а не въ руцѣ. Т.е.часть особенностей великорусских наречий и русского литературного языка - более древняя, чем произошло разделение русского языка на мало-, бело- и 2 великорусских наречия после падения еров во 2 половине 12 века. Об этом было у Зализняка.
===
Развёрнутая версия лекции Гиппиуса:

https://www.youtube.com/watch?v=dtzgMOUm_8o
Алексей Гиппиус: Древненовгородские берестяные грамоты как коммуникативное явление
Денис Кижаев, 12 февр. 2016 г.
Лекция прочитана в лектории Политехнического музея историком и филологом Алексеем Алексеевичем Гиппиусом 25 марта 2011 года
Источник: http://www.nkj.ru
Tags: Русь, окраинство, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments