Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

Курица или яйцо. Хлопок одной ладонью. Первичность различения и бессмысленность отдельности.

Философы любят всё запутывать. Но я хорошо потренировался на книжках лингвистов - где хоть всё сложно и необычно, но имеет какую-то прямую связь с реальностью. В результате этот ролик слушал очень легко. И вообще считаю, что в лингвистике есть очень полезная хоть для "технарей", хоть для "гуманитариев" модель систем, в которых возникает смысл из ничего, из простого различения по какому-то различающему признаку.

Мало того, там исследуют, как такие системы эволюционируют, как меняются соотношения между различающими и неразличающими признаками, как они переключаются, как происходят сближения и разделения. Причём это работает в лингвистике от самых мелких единиц - фонем, до самых крупных - языков и диалектов. Со всеми промежуточными. Об этом в ролике вообще ничего нет.

https://www.youtube.com/watch?v=9gf68dwFY9k
Различие как концепт современной философии — Диана Гаспарян
ПостНаука, 11 авг. 2017


Что заметил полезного в ролике:

1) Более въедливые философы заметили, что во многих случаях первично не определение какой-то философской сущности (типа бытия или небытия, познаваемого-непознаваемого, закон тождества А=А), а первично разделение, которое отделяет противопоставленные сущности (в том же законе тождества сначала надо как-то отделить разные А друг от друга, чтоб было что приравнивать). В пределе это приводит к произвольной бинарной оппозиции типа 0 и 1, в которой у 0 и у 1 вообще нет никакого отдельного смысла, кроме отличия от другого элемента биноппозиции. Т.е. к тому, что смысл остаётся только у различения, а не у различаемого по-отдельности, к тому, что смысл таких элементов есть только при противопоставлении элементов друг другу.

Тут как-то много всего получается намешано.

а) 0 и 1 всё же иногда имеют разные свойства - которые проявляются в различном поведении при логических операциях над ними.

б) бинарные оппозиции в лингвистике бывает имеют "физический носитель" - признак, который усиляется или ослабевает, имеет некое физическое выражение. Например, звонкость согласных фонем противопоставлена глухости в том, что включается голос.

в) А кроме того, в лингвистических противопоставлениях всегда есть свой 0 (дефолтное состояние - невыделенное) и 1 (выделенное состояние). Например, согласные звуки глухие (с 0-голосом) и звонкие (с 1-голоса).

г) Иногда (и даже часто) одно и тоже разделение дублируется по нескольким противопоставлениям. Глухие/звонкие согласные произносятся одновременно с напряжением/без напряжения - чтоб уровень громкости был примерно одинаковым. В результате такие согласные имеют противоположную отмеченность, маркированность по этим противопоставлениям, оппозициям: глухие=напряжённые, звонкие=ненапряжённые.

В русском в обычных говорах значащим будет различие по звонкости, а у финнов-карел - по напряжению, т.к. звонких там вообще нет. В результате в месте контакта русских говоров с финскими в русских не исчезают звонкие согласные, но меняется признак, который их выделяет - не голос, а напряжение. И, если бы такой контакт был бы дольше, а говоры были более изолированными от других русских говоров - там бы система согласных начала перестраиваться в сторону полного пропадания звонкости согласных.

д) Как происходит эволюция бинарных оппозиций. В какой-то момент в языке люди начинают замечать и придавать смысл какому-то различию по какому-то признаку. Может так оказаться, что в это противопоставление попадают всё новые варианты такого противопоставления (минимальные пары). И так может доходить до того, что такое различение становится системным. А может происходить наоборот - из употребления уходят, забываются какие-то случаи различения, в результате правило становится менее значимым, вплоть до того, что совсем пропадает.

е) В общем, коан про "хлопок 1 ладонью" - он про то, что первично целое, а не его части, что для появления смысла частей нужна вторя часть - вторая ладонь, которой можно хлопнуть по первой, чтоб появился хлопок - смысл обеих ладоней, обеих частей. Типа нет смысла у отдельного добра, или отдельного зла, смысл появляется только в их противопоставлении и борьбе друг с другом. Нет смысла в "традиции" отдельно, и в "прогрессе" отдельно, смысл появляется в их взаимодействии. Что, кстати, важно для понимания политики, ибо и "прогрессисты", и "традиционалисты" дурят людей тем, что делают упор на своей любимой части, выкидывая её из контекста взаимодействия с противоположностью.

2) С 13:00 понимание стало от меня ускользать, т.к. я не в курсе, где и как используется "направленность сознания на объект" и "не существует объекта отдельно от сознания и сознания отдельно от объекта". "Сознание = опыта различия" я ещё могу понять - т.к. это всего лишь переформулировка того же самого, что и в лингвистике - где смысл появляется в системе с различением элементов. Но, что-то мне кажется, что для того, чтоб было что различать, должно сначала быть хоть что-то, что потом можно было бы различить.

В фонетике описываются ситуации из истории языков (индоевропейских), когда, например, фонема С вообще ничему не противопоставлялась в системе фонем, в отличие от других согласных фонем, у которых были пары звонкие-глухие, предыхательные-непредыхательные. Это привело к тому, что в разных комбинациях с разными гласными возникли аллофоны - варианты фонемы С - З,Ш,Ж,Ч,ДЖ,Ц,ДЗ - которые поначалу не считались чему-то другим. Потом же, эти аллофоны стали встраиваться в уже имеющиеся противопоставления и из фонемы С стали выделяться другие фонемы. Т.е. различение породило новые фонемы, но изначально уже было что различать (аллофоны) - надо было лишь встроить наличное в уже имеющиеся системы различения. А для того, чтоб появилось что-то, что можно было различать, должно было быть что-то единое, что как-то по-разному изменялось в разных условиях.

Если перейти к сознанию, то, на мой взгляд, сначала в сознании должны возникнуть какие-то образы, а лишь потом сознание должно научиться их различать, отличать друг от друга. Если не видеть никогда в жизни кошек и собак, то прежде, чем научиться их различать, придётся просто "набить" себе глаз кошками и собаками, чтоб подсознание выделило какие-то признаки, которые позволят сознанию отличать кошек от собак. И это не что-то вымученное и не практичное, а то, что происходит со всеми человеками, когда они учатся чему-либо - прежде, чем приступить к различению, крайне полезно просто "набить глаз, ухо, руку", чтоб уже были образы того, что надо будет различать.
Tags: философия, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments