Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

как подать литературу детям

1) Ниже цитирую мнение Крылова - чтоб сохранить его у себя и делаю пост.
Крылов считает, что литература школоте нужна классическая - для обучения образцовой литературной речи, а всякие извращения, типа новояза, диалектизмов и авторских заморочек - это не нужно, чтоб не сбивать руку.

2) Я бы тут поспорил. С 1 стороны в этом есть смысл. С другой - на литературе можно не только научить речи по классическим образцам, но и дать хотя бы начальные представления о разнообразии речи и языка. И тогда можно и нужно давать всякие отклонения с тем, чтоб ученики составили себе хотя бы минимальный образ таких отклонений, запомнили их названия и то, как они соотносятся друг с другом в языке.

Может быть эту часть программы делать не для всех, а факультативно, для желающих.

3) Второе, что бы я добавил - это хорошо бы уже со школы набросать людям понимание истории развития родной и мировой литературы, связи её с историческим, политическим, общественным и прочими контекстами. Самому выуживать этот контекст вычитывая кучу книжек - может и хорошо, но явно не для всех. А без контекста - лично мне просто нет никакого желания читать.

Подача этой связи литературы с контекстом - даже самая минимальная - это огромнейшее продвижение в понимании и текстов, и жизни. Это как раз те плечи предков, на которых следующее поколение будет стоять выше. С "технарскими" знаниями такая выжимка есть, её дают в школе, и никого она не напрягает. А вот с гуманитарными её не просто нет, а то, что дают - каждый раз дают с примесью какой-то вредной идеологии, из-за чего людей делают тупыми баранами, а никак не подсаживают на плечи предков.

Контекст можно давать в параллель с прохождением истории, географии и т.п. А можно и самостоятельно.

4) Особенно выделю тему контекста в плане развития самой литературы - что и как в ней изменялось, какие произведения и авторы на что и кого повлияли, что и кто были великими или хотя бы заметными и почему, что и где почитать по темам и качеству. Грубо говоря - дать "меню" с описание и ранжировкой "литературных блюд". Чтоб была целостная картина, к которой уже каждый сам сможет добавлять что-то своё по своему вкусу.

5) В принципе, даже советскую и постсоветскую убогость можно давать (в дополнение, для желающих) и даже писать по ней какие-то изложения-сочинения. Но стоит понимать, для какой цели - для цели вживания в исторический, политический и прочий контекст.

Всё, что я написал - это не про школу, какая она есть, а про обучение, которое для меня кажется логичным и которое родители могут организовать сами уже сейчас - например, в рамках домашнего обучения. От нынешней школы, учителей и всей системы образования максимум, что можно хотеть - самого простого - того, что предлагает Крылов. Просто обучению речи. Всякую политику и литературоведение нынешняя школа не потянет, кроме, может быть, энтузиастов-учителей и спецшкол. Но там с большой долей вероятности будут учить вовсе не русских людей русской литературе, а непойми кто непойми чему и непойми кого. Того же Холмогорова взяли к 57итам, чтоб было кого отдавать на растерзание при ожидавшихся погромах. Так бы он туда не попал.

6) Есть ещё идея, что литература, как и история с языком и географией - должны вбивать в головы государственные догматы - по поводу того, кто есть МЫ и что есть НАШЕ, а так же кто ЧУЖИЕ и как к ним относиться. Украинство проводится именно таким путём. И проводится довольно успешно - людям с детства вбивают в голову весь украинский бред от вышиванок до глобуса "Украины", что в дальнейшем мало кто отваживается навести в своей голове порядок и выкинуть этот украинский мусор.

Аналогично было и в совке - мне потребовалось лет 15, чтоб избавиться от всяких вбитых в детстве "дедушек лениных". Причём часть этого времени бессознательно копилась вариативность, а часть - пришлось сознательно избавляться от советского догматизма и лжи по истории, и от советской идентичности, сознательно набирать инфу, которая расширила и укрепила идентичность русскую. Если бы это я получил в детстве - я бы не тратил кучу времени на это потом, когда его можно потратить на что-то другое с большей пользой. Но тут я сам понимаю, что это было просто невозможно - некому было всё это передать.

А постсоветские в РФ настолько оторвались от народа, что не в состоянии сформулировать ничего связного, даже какой-то мерзости, у них всё расползается в кашу.
===
https://www.facebook.com/k.a.krylov/posts/1701027733296944
Константин Анатольевич Крылов, 30 March 2018, 08:32 UTC

Тут я узнал об очередном борении. Которое как-то прошло мимо меня.

А именно. Либеральная публика ополчилась против Васильевой, которая министр образования. Даже написала какое-то коллективное письмо в знак протеста против планируемых ей новведений во ФГОС.

Меня вот что удивляет. К российскому образованию можно предъявить НУ ОЧЕНЬ много претензий. Но тут выбрали почему-то именно те темы, по которым Васильева ПРАВА.

Что, собственно, предъявляется.

Васильева предлагает вернуться к единым учебникам на всю страну. Что, оказывается, противоречит великой ценности «вариативности образования». И возможности школам вводить «свои образовательные программы».

Вообще-то всё это чистый бред. Современная российская школа ориентирована на одно – на подготовку к ЕГЭ. Никакой «вариативности» в этом вопросе нет и быть не может в принципе. Никаких «разных трактовок» и «разных взглядов» - нет. Просто нет. Есть только одно: ребёнок должен сдать ЕГЭ с хорошим баллом. Никаким плюрализмом мнений тут уже давно не пахнет (и никогда не пахло, ага-ага).

А вот геморроя от разных учебников и разных учебных программ ОЧЕНЬ много. Например, при переводе ребёнка из школы в школу. Потому что в другой школе могут быть другие учебники и другая программа. Ребёнок – и без того замученный – должен только из-за этого что-то «навёрстывать и дотягивать». Причём что именно надо навёрствывать – это выясняется по ходу, заранее не скажешь. А если переходить из школы в школу приходится не один раз? Бывает ведь.

Это не всё. Оказывается, планируется из курса русской литературы исключить Пелевина и Улицкую (я и не знал, что они там). Страшное дело!

Ну что тут сказать. Я сам - современный русской писатель, достаточно радикальный. И я НЕ хотел бы, чтобы мои сочинения включили в школьную программу. По одной простой причине. Школьная программа по литературе должна иметь ОДНУ цель: изучение классических произведений, являющихся образцом стиля. То есть: научить детей красиво писать по-русски. Причём на образцах КАНОНИЧЕСКИХ. Поэтому в школьной программе должны быть авторы от Пушкина и Лермонтова до Тургенева, не менее и не более. Можно Набокова (разумеется, без «Лолиты»: это школяры и сами прочтут). Достоевского уже не надо, наверное: и сложно по сути, и написано дурным слогом. И, конечно, никаких современных авторов. В принципе. Хотя бы потому, что по-настоящему современного автора невозможно воспринимать без знания авторов классических.

И так, в общем-то, по всем пунктам.

Вывод. Надо бы всё-таки какую-то консервативную критику образования предложить. Потребовать, скажем, возвращения к гимназическим учебникам. Хотя нет, это для современного ребёнка – «университеты какие-то». Как и чтение русских классиков в оригинале – то есть в старой орфографии. Про введение в школьный курс логики я вообще молчу.

А как бы - - -
===
https://www.facebook.com/k.a.krylov/posts/1701062139960170
Константин Анатольевич Крылов, 30 March 2018, 09:33 UTC

(к предыдущему)

И, разумеется, никаких модернистов, никаких писателей-деревенщиков и никакого Солженицына в школьной программе. При всём очевидном значении последнего.

ТОЛЬКО потому, что у них много неканонических слов и оборотов. От диалектизмов до неологизмов.

Чтобы было понятно.

Я единственный раз за всю школу получил тройку за грамотность. Вообще-то и четвёрка за грамотность у меня бывала ну крайне редко. Но тройка!

Причина. Я обчитался "Конька-Горбунка" и стал писать "окиян" вместо "океан". Усвоил, типа.

Ну так вот - этого не надо. Ни авторской орфографии, ни авторского синтаксиса, ничего такого.

При этом я всячески за развитие языка, за легалайз (здесь это слово уместно) новых слов и новых значений старых слов. Но всё это должно быть ЗАФИКСИРОВАНО. Когда будет точно известно, какой неологизм пошёл в дело, а какой нет. Вот мне очень нравятся лимоновские неологизмы, которыми он передаёт англицизмы. "Тишотка", например - это куда лучше "футболки" или "майки" (тем более, что для меня "майка" - это классическая советская безрукавка-алкоголичка). Но слово не устоялось и в язык повсеместно не вошло - хотя встречается. Так что именно по этой причине "Эдичку" в третьем классе средней школы читать не надо - а не из-за негра какого-нибудь (третьеклассники про Чёрного Властелина и так знают).

Вот как-то так, да.

ДОВЕСОК. При этом читать детишкам любые книги "вне класса", разумеется, никоим образом запрещать нельзя, и мешать тоже. Пусть хоть что-то читают сами, навык самостоятельного осиленья большого текста сейчас является крайне ценным. Но - вне класса, сами (тут главное "сами").
===
Из комментов:

к https://www.facebook.com/k.a.krylov/posts/1701027733296944

Alexander Bykov
Васильева озвучивала еще замечательные тезисы про то, что надо "синхронизировать программы разных предметов". Ну, например, какой смысл изучать Россию 19 века сперва на уроках литературы в 6-7 классе, и только потом на уроках истории в 8 классе? Это ради того, чтобы знать об РИ по Ревизору Гоголя и по стихотворным заплачкам Некрасова и Радищева? Это чтобы учитель литературы объяснял детям про историю, а не учитель истории? Понятно, зачем этот рассинхрон литературы с историей ввели советские. Для успешной пропаганды своей идеологии на неокрепших детских умах. Но сейчас то этот рассинхрон просто создает кашу в голове, и он только увеличивается с каждой новой правкой каждого учебника. Большинство учебников ведь до сих пор - плохо переделанные советские учебники.

Расинхронизированность вылезает вообще много где. По математике еще не прошли факториалы, а на информатике ими уже пользуются. По географии проходят великие географические открытия раньше, чем по истории. Вот зачем это? Ребенка одним и тем же грузят 2, 3 раза с разных сторон, причем не профессионально, впопыхах, чтобы подойти к собственной предметной теме. Министр обозначил проблему. Может, она попытается это как-то решить, хотя бы отчасти. Такого министра надо поддерживать, а не критиковать.


Alexander Bykov
Да очень просто - создать комиссию, выявить рассинхроны и "подкрутить" программы. Дело именно в том, что факториалы СНАЧАЛА впопыхах объясняются на информатике, а потом на математике снова. Вот зачем это? В одном месте - убрать совсем, в другом - уделить специально время на разбор. Эти блин, географические открытия вне исторического контекста вообще - пустой звук. Зачем их в географию засунули? Лучше бы больше про современную культуру и природу стран, материков добавили, раз уж выделены на географию эти часы.

А уж история древнего мира - происхождение людей по замшелой статье Энгельса, которая устарела еще в 19 в. это за гранью добра и зла. Ну, учебники истории это вообще сплошная беда. Хуже только литература... А нет - есть еще страннее - школьные учебники музыки - вот уж огороде бузина, а в Киеве дядька. Литературу и музыку синхронизировать с чем-то, наверное, просто невозможно. Проще их отменить к чертям. И денег сэкономить, и детям больше времени на интересные занятия оставить. Типа факультатива - "какая музыка вам больше нравится", "какие книжки я прочел в этом месяце", дискуссионных клубов и какой-нибудь самодеятельности.


Alexander Bykov
Я учился при СССР. Рассинхрон литературы и истории имел место. Но его, конечно, было гораздо меньше, чем сейчас. Тогда за этим следили. Сейчас не следят, и каждая программа сама по себе. Так что небольшой, идеологически обоснованный рассинхрон превратился в обычный и массовый бардак.
===
к https://www.facebook.com/k.a.krylov/posts/1701062139960170

Oleg Chrysanov
Как, и Васю Белова от школьников утаить? Впрочем, "либералы" только в ладошки похлопают от такой инициативы, ибо, зачем им такое?

Нет, я не падал на колени
И не сгибался я в дугу,
Но я ушел из той деревни,
Что на зеленом берегу.
Через березовые склоны,
Через ольховые кусты,
Через еврейские заслоны
И комиссарские посты.
Мостил я летом и зимою
Лесную гибельную гать...
Они рванулись вслед за мною,
Но не могли уже догнать.


Константин Анатольевич Крылов
Кстати, а вот это конкретное стихотворение вполне классично.


Данила Иванович Мастер
Всё-таки нет. Школьнику нужно показать (именно носом потыкать), на что ещё способен язык наш, что ещё с ним и при его помощи можно делать. Т.е. и Хлебников, и обэриуты, и Набоков, Солженицын, и деревенщики наши - всех их надо ПОКАЗАТЬ. Потому что иначе они могут просто пройти мимо и никогда не коснуться.


Михаил Сарбучев
Подбор авторов и литературных произведений для школы - это заготовка на будущее. Тут проблема даже не в самих авторах и их текстах, а в комментариях к ним. Если с малых лет учить ребенка сочувствовать "униженным и оскорбленным" и строить воспитание на образе "маленького человека", то стоит ли удивляться, что в результате мы получим непритязательного "терпилу". Если чеховскую "Чайку" читать как лирическую драму, а ее именно так и "дают" в школе - то мы получим поколение закомплексованных неврастеников, а Чехов определял ее как комедию. Ну и так далее. У нас замечательная литература, но как же по-уродски она "дается" в школе! Это тянет на идеологическую диверсию.
Tags: культура, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments