В прошлом посте про научную и научпоп литературу вообще и в частности про астрономию, я высказал мысли о школе, которые, полагаю, стоит вынести в отдельный пост. Потому что "люди не понимают":
===
https://man-with-dogs.livejournal.com/2664827.html
man_with_dogs, 2019-01-23 02:44 - научная литература на русском языке
===
Логика моя такая:
Советская номенклатура готовила себе техническую обслугу (тупую в гуманитарном отношении) и вкладывалась в то, чтоб эта обслуга могла воспроизводиться - со школы. Отсюда популяризация технических и естественнонаучных знаний и математики, натаскивание школяров системой олимпиад и спецшкол, достаточно хорошее высшее образование, включая учебники, переводную и собственную литературу. Ну да, это приводило к "существованию советского естественнонаучного задела".
Школа с тех пор НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ ни на йоту - она так и осталась ПРУССКОЙ по форме - и до сих пор занимается обслуживанием номенклатуры. Поменялись цели у номенклатуры - ей уже не нужна техническая обслуга, а нужны идиоты, которыми можно было бы править с минимальными расходами. Потому вроде бы "хаотичные" реформы образования ведут к достижению этой цели - к массовому обращению детей и молодёжи в идиотов при минимизации затрат на это. А суть школы осталась той же самой.
Нет никакой особой "советской школы", которая бы отличалась от "постсоветской" - и та , и другая ПРУССКАЯ по форме, и её содержание отвечает текущим интересам номенклатуры. Прусская школа сделана именно для этого, а не для того, чтоб детей чему-то научить. "Научить" - это не цель школы, а подцель запросов номенклатуры. В позднем совке цель "создание тех.обслуги (тупой в гуманитарном отношении)" предполагала подцель "продвижение естественных наук и оскопление в гуманитарной области". В постсовке - оскопляют и естественные науки, т.к. они = лишние расходы и лишние недовольные.
Невозможно вернуть "советскую школу с естественными науками", потому что это не свойство "советской школы", а следствие целей номенклатуры, которые добивались их через прусскую школу развитием в ней естественнонаучных знаний. Пока нынешняя номенклатура не будет иметь целей (таких же как в СССР или других), предполагающих наличие естественных наук, прусская школа не будет учить естественным наукам.
Бессмысленно стенать по утраченной "советской школе" и призывать её вернуть. Советская школа сохранилась в прежнем виде. А вот её содержание зависит не от какой-то "советской традиции образования, которую мы потеряли и которую надо восстановить", а от интересов и целей тех, кто государством управляет. Хотите вернуть естественные науки в школу, вернуть издание научной и научпоп литературы, занять учёных и инженеров чем-то полезным? Ну так объясните номенклатуре, зачем это нужно ей, чтоб она тратила деньги, которые ей проще положить себе в карман и не тратить на такую ненужную ей ерунду.