А я по своей писанине в жж тоже могу сказать, что мне сюда проще писать именно посты-"комментарии" к чему-либо. Только сильно оттоптавшись комментариями на некой теме, у меня получается писать какие-то более отвлечённые тексты. И мне при этом важно то, что изменение моего мнения происходит мелкими шагами, каждый из которых я могу контролировать - а значит не зависеть от чужого мнения и в любой момент поправить ошибки, если они будут замечены. Загружать же мозги чем-то длинным и чужим сразу(например, книгой) - это терять возможность такого поэлементного контроля. Особенно, если сразу после прочтения не пройтись по ней критикой и не откомментировать каждую существенную мысль в ней.
===
https://www.youtube.com/watch?v=gIpW0-6h9wk
Лекция "Происхождение языка: новые успехи" Светланы Бурлак [СПб]
Центр Архэ
Трансляция началась 20 часов назад
2 февраля (суббота) в 18:00 лекция "Происхождение языка: новые успехи". # Архэ_СПб
📢 Лекция приурочена к долгожданному выходу книги «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы» (Издательство "Альпина нон-фикшн").
🔥 Со времени выхода первого издания книги "Происхождение языка" не прошло и 10 лет, а в новое уже понадобилось вносить существенные дополнения. Примечательно, что они не требуют пересмотра гипотезы, а помогают дополнить предложенную конструкцию новыми деталями.
🔥 Из наиболее ценных дополнений - доказательство того, что членораздельная звучащая речь появилась у наших общих с неандертальцами предков - гейдельбергских людей.
🔎 Лектор: Светлана Анатольевна Бурлак, профессор РАН, доктор филологических наук, специалист по тохарским языкам, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, автор книги «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы».
===
Лекцию выложили в открытый доступ:
https://www.youtube.com/watch?v=YqZPJtc8MmA
1:58:54
Светлана Бурлак: "Происхождение языка: новые успехи"
Центр Архэ, 13 февр. 2019 г.
Лекция состоялась в научно-популярном лектории центра "Архэ" в Санкт-Петербурге(https://www.facebook.com/ArheSPB/) 2 февраля 2019 года.
Основные картинки презентации:
1) -2:01:00 требования к теории, объясняющей происхождение языка - что должна объяснить:
честность, кооперативность, адаптивность, связь с реальностью (а не с эмоциями), другое время и место, только у человека, неврождённость/выучиваемость
2) -1:53:15 бесконечная адаптация:
фонология - слово не единый неразложимый образ - гештальт, а набор признаков
(я: кстати, есть системы раннего обучения чтению детей - слова запоминаются как цельные образы, таких детей потом приходится переучивать, чтоб они умели разлагать слова на элементы - слоги, фонемы, значимые части слова)
словообразование - лёгкость + ассоциации слов
синтаксис - выражение уникальных ситуаций, любой степени необычности
3) -1:50:00 человеки стали разумными вовсе не из-за того, что были "царями природы" изначально, а потому, что были наоборот - изгоями, которых другие обезьяны выперли из привычных экологических ниш (из леса и от поедания плодов растений в саванне), но которым повезло - от похолодания вымерла мегафауна и в частности саванные хищники, что освободило на относительно короткое время нишу падальщиков и дневных хищников, приспосабливаться к которой пришлось не наращиванием когтей и клыков, а орудиями и обществом. При этом полностью перейти в эту нишу тоже не дали появляющиеся конкуренты - у людей осталась всеядность, для которой требовалось много уметь и много запоминать.
4) -1:40:30 Идея: человеческий язык - коммуникативная система-комментарий
слова - ярлыки для вещей
(я: кстати, проблема того, что сейчас в языке называется "ярлыками" - разного рода неконкретных обзываний, вроде "фашист" - их неконкретность и оторванность от реальности, выражение не привязки к чему-то в реальности, а обозначение собственных эмоций - из-за этого люди начинают рассказывать о своих переживаниях, которые обсуждать смысл есть скорее с психиатром, чем содержательно)
предложения - ярлыки для ситуаций
естественное стремление комментировать ("вырвалось")
смысл из контекста/подтекста - язык=игра в угадайку
(я: у меня был товарищ, который сильно заикался, и ему приходилось очень много тратить времени на то, чтоб высказать мысль, но, если контекст мне был понятен, я угадывал его мысль с первого-второго слова, если не с первого-второго слога - и начинал отвечать, не дожидаясь продолжения - его это сильно злило)
5) -1:38:00 Как теория Бурлак подходит по требования к объяснениям теории происхождения языка:
честность даёт преимущество говорящему и его сообществу, а случайные вскрики остаются лишь инфо-шумом
кооперативность - сушащему важно понять и он это хочет
адаптивность - главное, чтоб поняли, а как это будет выражено - не важно
значение - привязка к реальности, которая вырастает в ассоциативные связи и
говорить об отсутствующем - становится возможным после появления ассоциативных связей реалий со словами
выучиваемость - реальность слишком сложная и меняющаяся даже на протяжении поколения, чтоб была возможность вогнать язык на уровень врождённой способности
6) -1:34:00 Отбор на эффективность коммуникации
запоминание сигналов
утрата иконичности (напр.в письме: из иконок/пиктограмм-иероглифы-звуковые знаки)
выделение опорных компонентов
знаки на основе знаков
обобщение модификации
(я: Тут самый сложный момент, когда сигнальная речь, которая лишь сопровождала жесты, превратилась в язык с фонемами. Возможно, консайские языки в Африке - с десятками щёлкающих звуков - это такое раннее состояние фонематического языка, когда ещё сохраняется старая система с большим числом разных сигналов, переосмысленных в фонемы)
7) -1:23:00 Язык не связан с орудиями и искусством - новые подтверждения
орудиями пользуются лошади, мартышки, вОроны - у которых нет языка
бессмысленные царапки ("искусство") питекантропа не сочетаются с возможностью у них членораздельной речи
8) -1:20:30
Собакен Чейзер знает названия тыщи игрушек и, когда ему сказали найти что-то с новым названием, он нашёл новую игрушку и принёс её
Муравьи говорят с недорослями другим языком
9) -1:19:30 3 летний непрерывный эксперимент с ребёнком 0-3 лет - с аудио-видео-фиксацией всего.
С отслеживанием, когда ребёнок услышал слово в первый раз, когда его понял, когда произнёс.
Результат - слова понимаются и употребляются лучше в том же контексте, в котором появляются.
10) -0:59:30 Адаптация уха к звучащей речи
Нашли санитарное захоронение в природной шахте (провале) гейдельберргских людей. Из-за того, что хищники не могли утащить оттуда тела, там сохранились полные скелеты вплоть до мельчайших косточек уха. По этим косточкам восстановили диаграмму чувствительности уха от частты звуков, по которой видно, что уже у этих людей была повышенная по сравнению с обезьянами чувствительность в диапазоне 2-3,5кГц, в котором происходит различение согласных фонем.
===
Добавка-1.
Ещё лекции Светланы Бурлак.
https://www.youtube.com/watch?v=7T6pkbgfZAg
1:07:18
Светлана Бурлак. Возникновение языка в ходе эволюции человека
Фенист, 20 окт. 2017
30 сентября 2017
ГЦСИ Арсенал (Нижний Новгород)
Светлана Бурлак — доктор филологических наук, специалист по тохарским языкам, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
https://www.youtube.com/watch?v=qzAsy2FQDCg
1:38:05
Язык с точки зрения его происхождения
Центр Архэ, 24 февр. 2014
23 декабря 2013г. Культурно-просветительский центр "Архэ" (arhe.msk.ru)
Понимание происхождения языка позволяет увидеть эволюционные истоки многих основополагающих свойств как самого языка, так и его восприятия человеком. Почему язык столь избыточен, столь неточен, помимо четко упорядоченного ядра содержит обширную размытую периферию? Для чего язык подходит в наибольшей степени? За счёт чего человек может произносить и понимать высказывания, которых он никогда до того не слышал? Почему для наивного носителя языка «язык» -- это слова, а слова -- это существительные (в первую очередь, с предметным значением)? Почему те свойства, которые С. Пинкер и Р. Джакендофф выделяют как уникальные для человеческого языка, не могли появиться в коммуникативных системах других видов? Почему человеческий язык не мог в итоге не стать звуковым? Обо всём этом пойдёт речь на нашей лекции.
Лектор: Бурлак Светлана Анатольевна, российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, специалист по тохарским языкам.
https://www.youtube.com/watch?v=_-FrRdn3fgI
1:27:57
Лингвистика. Языки предки. (Лекция 2).
Shamil Lingvo, 14 мар. 2018 г.
Всем известно, что лингвистика — это наука о языке, но мало кто представляет, чем занимаются лингвисты.
Видеоархив МГУ имени М.В.ЛОМОНОСОВА.
Центр развития электронных образовательных ресурсов
http://media.msu.ru/
https://www.youtube.com/watch?v=jXkg8cM2yT8
1:36:58
Лингвистика. Как образуются языки? Почему языки такие разные? 3.
Shamil Lingvo, 12 янв. 2019
https://www.youtube.com/watch?v=A1Zf3ESr8uQ
1:36:45
Лингвистика. Уникальные свойства языка. Исследования языка и мозга.
Shamil Lingvo, 12 янв. 2019 г.