Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

Цена труда - от древних греков до Путина - РАБотизация против роботизации

Я думаю, этот ролик Весёлого Молочника очень важный. Он разбирает - почему древние греки придумали науки, разработали машины, но так и не воплотили их на практике - не сделали промышленность. Ответ у Джастаса: рабство. Древним грекам не было смысла делать машины, т.к. были рабы, которые могли сделать всё тоже самое за меньшие деньги. Для промышленного развития труд рабов был слишком дёшев, чтоб с ним могли конкурировать первые несовершенные машины. Потому никто из греков и не вложился в убыточное дело.

В средние века после массового вымирания населения от чумы труд стал очень дорогим, что сделало выгодным вложения в инструменты, в механизацию. Джастас считает, что освобождение людей от рабства было в духе христианской этики. И лишь появление гуманизма, отрицающего христианство привело к возрождению рабства (США).

https://www.youtube.com/watch?v=8kHg9JSpIPI
7:57
Почему греки не сделали промышленную революцию (вопр. 5) (Понеделник с подписчиками)
Justus Walker, 8 апр. 2019


Я не разбирался в деталях с этим, но думаю, что это похоже на то, что было. То же превращение русского крестьянства из просто крепостных в торгуемое имущество тоже случилось на волне гуманизма и подчинения церкви государству. Возможно, тогда помещики смотрели на США и то, как там используют рабов в с/х - и хотели того же. Но как и южные штаты с рабством оказались экономически отсталыми, так и Россия с крепостничеством (и прочая Восточная Европа, где тоже было крепостничество) оказалась отсталой от остальной Европы в промышленном развитии:

===
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепостное_право_в_России
Развитие крепостного права с конца XVII века и до 1861 года

С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».[6].

Сенатским указом 14 марта 1746 года определено «впредь купечеству, архиерейским и монастырским слугам, и боярским людям и крепостным, и написанным к купечеству и в цех, такоже казакам и ямщикам и разным разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крепостных без земель и с землями покупать во всём государстве запретить»[7]. 26 февраля (8 марта) 1764 года указом Екатерины II[8] была проведена полная секуляризация церковных земель и около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло в ведение Коллегии экономии (позже они были приравнены к прочим казенным крестьянам). Таким образом право владения крепостными становилось монополией дворянства.

Крепостное право в поздний период

Несмотря на осознание того, что крепостнические порядки являются социальным злом, правительство не предпринимало никаких решительных мер к их уничтожению. Указ Павла I, «о трёхдневной барщине », как часто называют этот указ, носил рекомендательный характер и никогда почти не исполнялся. Барщина в 6 и даже 7 дней в неделю была обыкновенной. Распространение получила и так называемая «месячина». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне-«месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от невольников на плантациях Нового Света.

Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества.

Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 года. Правда, появляется формальный запрет продавать крепостных с разделением семей и без земли, а также ограничено право беспоместных дворян приобретать крепостных. Но эти запреты легко обходили на практике. Крестьян и дворовых покупали и продавали как и прежде, оптом и в розницу, но теперь в газетах такие объявления маскировали: вместо «продаётся крепостной человек» писалось «отпускается в наём», но все знали, что на самом деле имеется в виду. Телесные наказания крепостных получили чрезвычайно широкое распространение. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это означало лишь, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист сохранял право собственности и исправно получал доходы от имения. Причём по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».

В 1848 году крепостным разрешили приобретать недвижимость — до этого времени им было запрещено владеть любой личной собственностью. Предполагалось, что такое разрешение будет стимулировать увеличение числа «капиталистых» крестьян, сумевших разбогатеть и в неволе, оживить экономическую жизнь в крепостной деревне. Однако этого не случилось. Указ позволял с разрешения своих хозяев, но на собственное имя приобретать незаселенные участки земли как в сельских местностях, так и в городах[9].Эта недвижи­мость становилась личной собственностью крестьянина, в отличие от остального находившегося в его домашнем хозяй­стве имущества, которым члены семьи владели совместно. На практике это привело к злоупотреблениям, когда господа, пользуясь формальным правом, отнимали недвижимость у своих крепостных.
===

А теперь - исторические параллели с современностью.
У меня складывается ощущение, что современная номенклатура и барыги с олигархами хотят повторить историю 250-летней давности. Завести себе рабов и ни в чём себе не отказывать.

Только уже сейчас такая политика приводит к качественному отставанию РФ от развитого мира, и даже от развивающегося. Сознательный демпинг и понижение цены труда - это затормозило Российскую Империю и привело к поражению от конкурентов, разваливших её изнутри. Это привело к развалу СССР, в котором люди оказались никем. Это уже сейчас приводит к системному кризису экономики и управления в РФ.

А если сравнивать с древними греками, то РФии не светит даже научное развитие, т.к. в Древней Греции науками занимались аристократы, а в РФ нет аристократов - на их месте случайные люди без образования и культуры.
Tags: людям платить не надо, управление
Subscribe

  • присосались

    Уголок бытовой фантастики. 1) Мальчик ходит на кладбище ухаживать за своими предками, надгробия которых вытянулись в линию. Недавние надгробия…

  • ДЕГ о кооперативах и соображении на троих

    Галковский продолжает разбирать "русскую" социал-демократию начала 20 века. Глава про "русского" "рабочего" и "демократа" польского крещёного…

  • эзотерический марксизм

    ЖЖ стал присылать сообщения о том, что кто-то ставит какие-то смайлики к комментам. Я решил ознакомиться с тем, что это такое. Оказалось, мне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments