С т.зрения марксизма - с его "диалектического материализма", в котором "практика - критерий истины", развал социалистических и коммунистических коммун должен означать, что на данном историческом этапе коммунизм невозможен. И те, кто топит за построение коммунизма сейчас или в прошлом (как это делали больешвики) - это неправильные марксисты, которые не дождались предпосылок для построения коммунизма. За что Ленина ругал Плеханов.
Идея большевиков достичь коммунизм через госкапитализм (под вывеской "социализм") ни к чему не привела. Предпосылки для появления коммун свободного труда не появилось, а даже уменьшилось. Сейчас люди, пережившие советский социализм, гораздо меньше желают и умеют кооперироваться и самоорганизовываться. Без такого навыка никакую добровольную коммуну не построишь. И навык этот специально убивали сами же большевики, т.к. по факту большевицкое начальство было не коммунистами с идеями построения бесклассового общества, а новыми рабовладельцами, которые оттеснили капиталистов, которые были для партократии конкурентами по эксплуатации рабочих.
Ссылки на исторические примеры реальных коммун можно найти в википедии. Из длительно существовавших светских коммун я нашёл только Твин Оукс - которая существует уже более полувека. Но и она не сказать, что успешная - там живут дауншифтеры-любители экологии, которые снижают своё потребление, отказываются от современных технологий и живут за счёт натурального хозяйства, семеноводства производства сыра тофу и плетения гамаков. На карманные расходы в 2015 году каждый коммунар получил 103$ (за весь год). Можно ли это считать успехом коммунизма? Я думаю - да, но очень специфическим. Причём существующим за счёт товарно-денежного обмена с капиталистическим окружением, в котором остаются производства того, что коммунизм не может производить.
Так что историческая практика показала невозможность коммунизма в современных условиях. Возможен ли он будет при полной роботизации производства? Большой вопрос, т.к. такой биологический вид, который перестал опираться на свои силы, легко может быть выпилен естественным отбором при смене внешних условий (например, климат поменяется, а никто уже не умеет делать новые роботы и настраивать старые).
===
https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммуна_(социум)
Известные примеры
[ Spoiler (click to open)]
* Амана Колониз — группа поселений радикальных немецких пиетистов в штате Айова, существовавшая с 1855 по 1932 год.
* Община «Братство Духа» (или «Возрождение») (англ. Brotherhood of the Spirit/Renaissance Community), созданная Майклом Метелицей (Michael Metelica) в 1968 и существовавшая до 1988 года, была крупнейшей коммуной на северо-востоке США.
* «Брук Фарм» — утопическая коммуна, существовала с 1841 по 1847 г. в штате Массачусетс. Писатель Н. Готорн, бывший одним из основателей этой коммуны, описал свой опыт в рассказе «Романс Близдейла»[прим. перев. 1], вышедшем в 1852 году.
«Ганас» — идейная община на острове Статен-Айленд в Нью-Йорке, существующая с 1979 г. по сей день.
* Латинские поселения — колония, созданная свободомыслящими эмигрантами из Германии в 1840-х годах, в основном в сельской местности на юге Техаса.
«Люди Иисуса» (США)[прим. перев. 2] — городская коммуна в Чикаго, основанная в 1972 г., и до настоящего времени сохраняющая традиции хиппи 1960-х годов. Возможно, самая большая из городских коммун США.
* Анархистская коммуна «Модерн Таймс» (англ. Modern Times)[18] была создана в 1851 году в Лонг Айленде. Ныне это село Брентвуд округа Саффолк штата Нью-Йорк.
«Общество гармонии» — сообщество эзотерических христиан и пиетистов. Было основано И. Г Раппом в городке Хармони штата Пенсильвания в 1804 году. Существовало (меняя места) примерно до 1905 г., когда оно было расформировано в городке Эмбридж того же штата. Было одной из самых долгоживущих и финансово состоятельных коммун в американской истории.
* Онайда — религиозная коммуна (одно из направлений хилиазма, в котором Второе Пришествие Христа уже произошло в 70 г. н. э.), существовавшая с 1848 по 1881 г. в округе Онейда штата Нью-Йорк. Известна своей мануфактурой, выпускавшей изделия из серебра. Также была одной из самых долгоживущих американских коммун.
* Колония Сесилия (итал. Colonia Cecilia, порт. Colônia Cecília, фр. Colônia Cecília)[прим. перев. 3] — община анархистов, созданная на юге Бразилии в 1890 году эмигрантами из Италии.
Экодеревня и идейная община Твин Оукс — коммуна, основанная в 1967 году, и существующая в настоящее время.
* «Фруктовые земли» — коммуна, основанная в 1843 г. Эймосом Олкоттом в Гарварде (штат Массачусетс). Жизнь этой коммуны трансценденталистов была описана его дочерью Луизой в её произведении «Transcendental Wild Oats» («Трансцендентальные ошибки молодости»[прим. перев. 1]).
* Анархистская коммуна «Хоум Колони» была создана в 1895 г. на полуострове Кей (на берегу залива * Пьюджет-Саунд напротив города Такома (штат Вашингтон)), и просуществовала до 1919 г.
* Монте Верита — анархическая коммуна в Швейцарии, существовавшая в начале XX века. Её посетили многие известные люди того времени.
===
2) Ещё из обсуждения коммун Маргиналом и Ежи было то, что такие коммуны могут существовать только при защите их государством (амиши в США, кибуцы в Израиле), а то и при денежной и ресурсной их подпиткой, как это происходит в религиозных колхозах - кибуцах, которые не платят налоги и живут на дотации.
Это уже камень в сторону анкапа Светова, который мечтает о капитализме без государства, о коммунах с частной юрисдикцией. Но тут либо коммуны такие будут государствами, либо их ограбят и убьют те, кто сильнее.
3) Меня в своё время тоже привлекала идея коммун, в смысле общин, которые бы помогали сокращать издержки производства и потребления при капитализме, но толком тему я не изучил, т.к. не попадалось мне общественное обсуждение темы с разными позициями, особенно с позициями критиков коммун. Теперь они мне попались.