*) НЕ БУДЕТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
**) ЛЮДИ ДОБРОВОЛЬНО БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМ ПОДРЯД - только потому, что им это будет нравиться
https://www.youtube.com/watch?v=m1wEyRU8VC4&start=735
23:45
Ежи Сармат разбирает 7 МИФОВ о СОЦИАЛИЗМЕ (Рабкор ЛИКБЕЗ)
Маргинальные Хайлайты, 21 мая 2019 г.
Полный стрим - https://youtu.be/uB6Fd2XOwWM
Оригинальное видео с канала Rabkor "Рабкор ЛИКБЕЗ: 7 МИФОВ о СОЦИАЛИЗМЕ" - https://youtu.be/ShvxlmklsJQ
*1) Из идеализации первобытной коммуны, в которой якобы все равны, и идеализации "благородного дикаря" Руссо, может быть это всё и следует. Только вот первобытные коммуны, в которых все почти равны в реале - это нищеброды и бездельники широкого профиля, вроде племени Хадза, к которым ездил Дробышевский. Да - они могут работать 4 часа в день - ловить еду бегающую и выкапывать еду закопанную. Им на жизнь хватает, а больше го не нужно. Они настолько живут в гармонии с природой, что не развиваются никуда, чтоб из этой гармонии не выйти.
*2) При этом первобытные коммунисты Хадза - изгои, которых изгнали в самые неудобные земли, где кроме них никому ничего не нужно. Это и у Хадза, живущих в пустынной местности, и у бушменов, вытесненных в пустыню Калахари. И то - те же Хадза живут только потому, что есть государство, которое защищает Хадза: только им разрешает охоту (так бы всё зверье давно бы перебили), и может наказать тех, кто будет Хадза убивать.
*3) А убивать могут захотеть на пустом месте. Показал Кубрик фильм Заводной Апельсин, где хулиганы убивают пьяного бомжа - сразу появились толпы долбанутых подражателей, которые убивали бомжей и ещё придумывали для этого теории - типа "очистки общества от дегенератов". В других обществах, как я предполагаю, аналогичное тоже может происходить: кто-то кого-то обидел, косо посмотрел, или вообще из-за мнительности - и понесловь. Как говорит Ежи Сармат (сам я в этом специально не разбирался), инквизицию ввели для того, чтоб прекратить самосуды населения над колдунами и ведьмами. А без инквизиции - подохла у кого курица из-за плохого обращения, а подумал на соседку, которая что-то непонятное делала - всё: ведьма, жги её!
*4) Меня с детства удивляло то, как иногда люди связывают совершенно не связанные друг с другом события, в т.ч. и в отношении меня. Например, в школе мы все всё время бегали, и как-то бежали по лестнице в столовую. Передо мной девчонка упала - сама, потому что нечего бегать по лестницам. Но показала она на меня, что я якобы её толкнул, хотя я бежал от неё далеко. После этого меня ставили перед классом и убеждали извиняться в том, что я не делал. Масса конфликтных ситуаций с уже взрослыми людьми происходит очень часто по той же самой причине - логические и причинно-следственные связи устанавливают совершенно произвольным образом. Я думаю, что и я чем-то таким тоже бывает отличаюсь.
Я это к тому, что это одна из причин, почему не стоит надеяться на то, что люди сами собой "станут хорошими". Даже "хорошие люди" будут время от времени проявлять тупость и попадать в конфликты из-за этого. Даже в однородном обществе. В расслоенном - социально, этнически и т.п. - взаимное непонимание будет ещё - т.к. в таком обществе меньше общего у людей и больше взаимного непонимания. И такое общество никак не сможет жить без государства или того, кто будет государство замещать.
*5) Подвожу итог 1-4 - коммунизм возможен:
А) в очень специфических сообществах, которые ведут животный образ жизни - в гармонии с природой в рамках экологической ниши, которую не могут перерасти,
Б) которые проигрывают конкурентную гонку обществам иерархическим,
В) и могут быть таковыми обществами истреблены подчистую из-за случайности.
Это подтверждается тем, что первобытные коммунисты - охотники-собиратели - загнаны в самые неудобья Земли, либо полностью истреблены. Или ассимилированы (это уже неустойчивость культурная и технологическая).
**6) практический опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев специализация и разделение труда приводит к повышению качества и эффективности такого труда, что освобождает людей от потери времени на дилетантское неквалифицированное самообслуживание. Именно специализация и разделение труда становится причиной интеллектуального, технического и общественного прогресса.
7) из * и ** следует, что Маркс выдумывал общество, которое противоречит наблюдаемой эволюции: усложнению и иерархичности обществ, специализации и разделению труда среди людей в таких обществах.
8) Только технический прогресс (который результат общественного неравенства: иерархичности, специализации и разделению труда) позволяет на той же местности выживать на порядки большему населению, чем в обществах равных первобытных коммунистов.
9) Вполне может быть, что коммунисты физически уничтожат неугодных им людей (чем обычно и они занимаются, придя к власти) и создадут свои коммуны с большим технологическим уровнем, чем у первобытных коммунистов (что лучше всего получилось у Полпота).
10) Но каким образом будут развиваться технологии, если специализация, разделение труда и иерархия исчезнут? Широкие массы дилетантов-коммунистов будут каждый придумывать свой велосипед. И этим всё ограничится.
11) И так до появления агрессивных людей и общин, которые будут порабощать и уничтожать остальных коммунистов. Однажды случайное возникнув, такие "злые" люди и общины будут получать эволюционное преимущество. Т.е. светлое коммунистическое будущее - крайне неустойчиво к случайному появлению агрессии.
12) НО. Есть некое но, которое всё же плодит веру людей в коммунистический идеал - где все люди хорошие и равные. Это - проблемы с арбитром, с государством (см.6) - которое позволяет сильно нарушать баланс интересов одних людей за счёт других. Когда люди перестают друг другу доверять настолько, что становится невозможной добровольное сохранение иерархии, специализации и разделения труда - от чего само общество становится не нужным всем участникам. Когда общество рассорилось внутри себя настолько, что выгоднее становится замкнуться на себя и всё делать самому у себя на хуторе. В таком обществе даже примитивное соединение усилий в артель, в коммуну на новых условиях, лучше войны всех против всех.
Но всё же стоит понимать, что даже в таких случаях, создание коммун равных - это первый шаг к пересборке иерархического общества, а не конечная остановка развития.