Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

слухи как защитная реакция общества

Второй стрим социального антрополога Архиповой.

1) Тут она рассказывает о позиции ВОЗ по слухам - мол, они засоряют мозги людей кривой инфой, что приводит к неприменению людьми правильных инструкций, от чего эпидемия больше распространяется.

2) Говорит об исследовании 4 соцсетей - твиттера, ютуба, инстаграма и какой-то мелкой американской сетки живущей на донаты, в которой все помешаны на "заговорах Трампа".
Инстаграм из этой троицы оказался более "заразным" - в нём сообщения больше распространяются. Что, вообще-то, известно давно и используется для продвижения рекламного контента. Твиттер с ютубом оказались менее заразными и к тому же - более нейтральными и вменяемыми.

https://www.youtube.com/watch?v=LpIHaUqlVY8
В ЭФИРЕ
Ночной АРХЭфир "Пандемия. Взгляд социального антрополога" с Александрой Архиповой
Сейчас смотрят: 343•Трансляция началась 32 минуты назад
Центр Архэ - 161 тыс. подписчиков
Поддержка проекта: https://donatepay.ru/don/arhe
В пятницу, 27 марта, в 00:00 Ночной АРХЭфир "Пандемия. Взгляд социального антрополога" с Александрой Архиповой.
Анонс второго выпуска от Александры Сергеевны:
"ВОЗ сейчас борется не столько с эпидемией, сколько с инфодемией. Это наша главная угроза" - говорит глава Всемирной организации здравоохранения. Вот на красивой, но непонятной картинке вы видите, из чего состоит инфодемия (информационное паническое сопровождение эпидемии) в социальных сетях по миру.
Авторы свежайшей статьи проанализировали big data, чтобы понять, как паника распространяется по миру (и в Италии). Инфографика - это темы обсуждений в Инстаграме (фиолетовая диаграмма) и Твиттер (голубая) с 10 января по 24 февраля.
Однако есть и другой подход - его придерживаются некоторые антропологи и поведенческие психологи. Они говорят, что такая инфодемия - это скорее мощный эволюционный механизм, нас защищающий.

3) А, вот - что мне более еинтересно - это про слухи, как эволюционное средство защиты общества. Самые примитивные общества охотников-собирателей (у Архиповой - у них есть маленький огород) не занимаются в поте лица поиском пищи, а весь день сидят и болтают - обсуждают сплетни. Дробышевский, когда ездил в такое племя - к хадза - это тоже заметил. Но он не был в курсе, о чём они с таким увлечением обсуждают.

Ссылается на Маршалла Салинса (29:30) и Робина Данбара (30:00). Утверждает, что язык стал заменой груминга, которым обезьяны собирали себе союзников в устойчивые группы (30-80), а у человека группы росли и на груминг уже бы не хватало времени. Т.е. смол-толк - это, мол, вариант груминга, который можно обратить на несколько человек.
Данбар исследовал смол-толк американцев. Выяснил, что в топ-3 тем - давание советов и шельмование тех, кто что-то нарушает (фрирайдерсов - халявщиков).
А в ситуациях стрессовых для всего общества смол-толк и груминг усиливается для усиления этого "социального клея".

41:30 - про советские слухи и анекдоты в советские времена, когда за них сажали на большие сроки. Сажать сажали, но эта мера никак их не искореняла. 43:00 - ссылка на американского историка Роберта Тёрстена. Мол, репрессии и страх разрушали доверие между людьми, а анекдоты и слухи - восстанавливали.

Из всего этого Архипова делает вывод, что слухи (даже фейковые) - это не болезнь, не "инфодемия", а социальная защита, восстановление соц.связей, которые разрушаются страхом. И попытка запретить распространение слухов - приведёт к разрушению связей и сильному стрессу.

46:15 - часть 2 - про практику.
Киргизия - большие семьи, чтоб друг друга не перезаражали, власти поставили шлагбаумы на дорогах.
Я: что-то не понял, что именно сделали в Киргизии, и в поиске ничего не нашёл.

Кстати, мне попадалась инфа, что одной из возможных причин резкого распространения эпидемии в Италии и Испании были большие семьи и активное и регулярное посещение родственников.

Практики солидаризации:
- помогают старикам в самоизоляции с доставкой им еды
- по утрам аплодируют врачам с балконов (в предпредыдущем посте это можно увидеть в ролике)
- появилось "балконное гестапо" - с балконов ругают тех, кто нарушает карантин и бродит по улицам

Архипова всё время ссылается на фрирайдеров, как на "безбилетников", которых осуждает общество. В РФ, как я заметил уже давно - зайцев общество уже давно не осуждает. Для этого есть специальные люди - контролёры - которые за это получают деньги, а большинству остальных на это уже давно наплевать, т.к. справедливому перераспределению благ мешают вовсе не безбилетники, а начальство, которое ворует больше, чем транспорт недополучает из-за зайцев. Несправедливое и незаконное начальство приводит к тому, что безбилетность перестаёт быть общественно осуждаемым явлением.

53:00 - слухи строятся по сказочной модели (заговор-беда-неожиданное чудо), которую люди сейчас черпают из кино.



[Spoiler (click to open)]
ЗЫ. Небольшая толика пиара Артемию Кивычу Троицкому, который пошутил про фен, как средство борьбы от коронавируса - если дуть им на полную мощь себе в рот и нос. Шутка хорошая. Наверно, на неё кто-то повёлся.

Но я всё же призываю не слушать этот заграничноэстонский голос, а возвращаться к родным корням и импортозамещению. Уже ж 27 лет как есть песня Дяди Фёдора про тараканов, которых надо гнать со своей крыши дихлофосом - её Троицкий должен знать хорошо:

https://www.youtube.com/watch?v=1uGht4fgWto
Гони тараканов
Нол – тема, 12 окт. 2018
Tags: антропология, коронавирус
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments