Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

деретминизм не противоречит свободе воли - если и то, и другое не строгие

Нашёл видео близкое по теме к детерминизму:

https://www.youtube.com/watch?v=oeD3qjz1W9g
Лекция Михаила Фейгельмана "Непредсказуемость в классической механике" проекта "Сколтех в Архэ"
Последняя трансляция состоялась 4 часа назад
Центр Архэ - 227 тыс. подписчиков
8 апреля (четверг) в 19:00​ Сколковский институт науки и технологий, Культурно-просветительский центр "Архэ" и научно-популярная библиотека "Научка" приглашают на лекцию "Непредсказуемость в классической механике. О чем молчат в школе" в рамках проекта "Сколтех в Архэ"!
[Spoiler (click to open)]
📢 Принято думать, что средняя школа сообщает ученикам сведения об окружающем мире, необходимые для дальнейшей жизни в цивилизованном обществе. Также считается, что в части точных наук, и особенно математики и физики, "советская школа" делает это очень хорошо. Но есть как минимум одно гигантское упущение в преподавании даже не собственно физики, а первой ее части - механики. Оно приводит к принципиально неверной картине мира, формирующейся у очень многих людей: им не объяснили одно из самых важных свойств окружающего мира.
💥 Со времен Ньютона и Лапласа прогрессивное человечество усвоило, что мир предсказуем, так как известны уравнения движения частиц, из которых мир состоит. Достаточно как будто бы малости - знать начальные условия для этих уравнений, и тогда можно будет предсказать будущее. А значит, в какой-то мере им управлять. Эта формально верная идея произвела огромное влияние на философию "века Просвещения" и массу дальнейших теорий, на которых основан современный мир.
💥 Но предсказуемость классической механики —лишь иллюзия. Это известно науке более 100 лет, со времен Анри Пуанкаре и Александра Ляпунова, но в школьном курсе механики, да и в общих университетских курсах даже для физиков об этом, как правило, умалчивают. Профессор Михаил Фейгельман поможет разобраться "что не так" со стройной традиционной концепцией предсказуемости классической механики, и почему в действительности типичным состоянием природы и общества является хаос.

🔎 Лектор: Михаил Фейгельман - доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Сколтеха и Института теоретической физики им. Л.Д.Ландау, профессор МФТИ. Почетный член Американского физического общества.



Детерминизм - это та идея 18-19 веков, которая предшествовала позитивизму и научному методу, которую сейчас продвигает Ежи Сармат. Продвигает её в пику другой идее тех же лохматых веков - идее свободы воли. Мол, у всего есть "причины". У Ежи - это причины стали "предпосылками". И в рамках спора между существованием "свободы воли" (не только в метафизическом - с которым спорит Сармат, но и в любом другом смысле) Ежи объявляет "свободу воли" возможностью в любой момент совершать любое или хотя бы какое-то СЛУЧАЙНОЕ действие.

Против ЛЮБОГО случайного действия у Сармата аргумент, что человек не может по своей воле презреть гравитацию и начать летать. Но такой аргумент контрится тем, что "свобода воли" определяется только как выбор из ВОЗМОЖНЫХ вариантов, а не из невозможных. Эта "свобода воли" оказывается "ограниченной" - ограниченной законами природы.

Если же Ежи начинает спорить и с таким определением "свободы воли", то это означает, что Ежи не допускает для своих "предпосылок" существования более одного исхода. Иначе, если для одной и той же предпосылки будет 2 и более исходов, то это означает, что есть место для "свободы воли" - для случайного выбора того или иного развития событий, к которым есть предпосылки. Например, наличие ног - это предпосылка и для того, чтоб ходить, и для того, чтоб эти ноги сломать и больше не ходить. Потому как в отсутствии ног сломать будет нечего. А если Ежи допускает возможность существования нескольких разных исходов от одной и той же предпосылки, то тогда такой ежиный детерминизм никак не противоречит "ограниченной" "свободе воли" (ограниченной законами природы и рамками разброса вариантов исходов из исходных предпосылок).

Как Сармат отвечает на это, мне не известно. Его об этом, вроде бы, не спрашивали.



Однозначность соответствия предпосылок и следствий - строгий детерминизм - это, вроде бы идея Лапласа, как обобщение ньютоновской механики на все явления природы. Мол, если задать начальное положение и скорости всех частиц материи, то можно будет предсказать всё будущее всего мира. Этот мысленный эксперимент исполняет "демон Лапласа".

И как раз лекция, которую я сейчас нашёл - в ней обсуждается, как даже в рамках ньютоновской механики существует НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ. Т.е. отсутствует строгий детерминизм. А значит, и нет противоречия между таким нестрогим детерминизмом и "ограниченной" "свободой воли".

Пока лекцию я не посмотрел. Если что - может, дополню пост после просмотра.


Также поиск дал:

1) развлекательно-просветительское описание детерминизма на Лурке:
https://lurkmo.re/Детерминизм

2) какая-то лекция про строгий детерминизм Лапласа и вероятностный детерминизм:
https://ru.coursera.org/lecture/method-psychology-pt2/vidieo-2-5-stroghii-i-vieroiatnostnyi-dietierminizm-AVWLM
В которой наличие случайности в мире приписывают только квантовой механике.

Однако в лекции выше обсуждается тема того, что даже в ньютоновской механике есть место для непредсказуемости.

Полагаю, что это место - динамический хаос, который наступает даже в 2й по сложности условий задаче ньютоновской механики - в задаче 3 тел. В общем случае такая задача не имеет аналитического решения. Мало того, доказано, что даже в самой идеальной модели, где нет никаких привнесённых реальной жизнью случайностей, даже в ней предсказуемость ограничена моментом бифуркаций, которые ещё через какое-то время приводят к непредсказуемому динамическому хаосу.

Термодинамика со вторым законом, в котором информация превращается в тепло, но не наоборот - это о том же, но уже с бОльшим числом тел.

Однако в современной физике ставится вопрос о том, что даже пространство и время не являются фундаментальными явлениями. Что они относительны и по двум теориям относительности, и по квантовой механике (в которой движение частицы = движению античастицы вспять во времени и пространстве). Но в этом я пока не разобрался.

Что же до научного метода, то он для эмпирических наук даёт принципиально не точный результат, а только вероятностный. Проблема тут в том, что обобщения делаются по неполным данным, а значит - всегда есть вероятность ошибки. Эта вероятность подсчитывается, угадывается распределение вероятности и представляется погрешность. Опытны путём невозможно отличить строгий детерминизм от вероятностного, т.к. сам метод - вероятностный.
Tags: детерминизм, свобода воли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments