Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

кому и что ДОЛЖНО искусство

Варламов сказал нечто странное: "А как мы знаем, искусство должно быть в оппозиции, настоящее искусство" - в сюжете про пранк, предположительно, Вована и Лексуса с дипфейк-лицом Леонида Волкова. Сюжет с 12:08, слова про искусство - в конце сюжета - 15:51:

https://www.youtube.com/watch?v=JxPR9qMg8ho&t=728
12:08 / 2:56:14
КЫЗЫЛ
Чё Происходит # 61 | Навальный прекратил голодовку, Путин передумал воевать, «Медуза» враг народа
varlamov, 816 тыщ просмотров•25 апр. 2021 - 2,36 млн подписчиков


1) Откуда взялось это ДОЛЖНО? Кому должно? Кто должен это ДОЛЖНО исполнять?

2) Как яэто понимаю - Валрламов и его сценаристы, которые пишут ему тексты - у них представление об искусстве как о атрибуде некой социальной группы - типа либерды, неформалов и городских сумасшедших. У которых за время жизни Варламова и его помощников была в основном оппозиционная гражданская позиция. И эту свою привычку видеть искусство именно в таком окружении Варламов и Ко переносят на само искусство. Т.е. переносят свои представления на само явление.

3) В чём ошибка - переносить свои представления, сформированные по тому, что видел - переносить и обобщать на ВСЁ, что видел и не видел?

То самое "не говори за всех, говори за себя". Ошибка использовать неполную индукцию (даже без оценки вероятности) для выдачи непроверенной корреляции за причинно-следственную связь. Между "оппозиционностью" и "искусством" нет никакой причинно-следственной связи, только корреляция и то локальная.


4) Если бы Варламов и Ко поинтересовались историей искусств (очень странно, что Варламов этого не делал, пока учился на архитектора), то узнали бы, что искусство такое, каким его заказывает и оплачивает заказчик. Если заказчиком (или хотя бы созаказчиком) был сам автор, то его мнение и позиция учитывалась в заказе и выливалось конечный результат. Но сам автор мог иметь и имел самые разные политические убеждения. Взять какого-нибудь Серова, к которому на выставку так ломились, что выломали двери - он был накоротке с Николаем 2. Или взять многих футуристов, которые поддерживали пришедших к власти фашистов и большевиков. Где тут обязательность оппозиционности?

Это какой-нибудь Леонардо да Винчи мог повесить церковному заказчику лапшу на уши и сотворить что-то, чего заказчик (по форме) не мог себе представить - ибо Леонардо имел авторитет и мог определять форму того, что творит. Но при этом содержание он выполнял по заказу: нужна заказчику Тайная Вечеря - рисовал именно Тайную Вечерю, а не Чебурашку с Крокодилом Геной.

Заказывал ли Варламов искуство, оплачивал ли он его, чтоб говорить что-то о том, каким оно должно быть?
В случае в пранками "Вована и Лексуса" - очень врад ли, так что претензия Варлавова ни о чём.

Кстати, Варламов и Ко - не единственные, у кого похожие претензии к искусству. Взять хотя бы расхожий штамп "рок - это музыка протеста". Если рок и был когда-то "музыкой протеста", то лишь тогда, когда его исполнители были молодыми и отвоёвывали себе место в шоу-бизе, для чего приходилось ломать предыдущие стереотипы о музыке и навязывать свою повестку, для создания своей ниши со своими зрителями. И как такая ниша появилась, а у музыкантов поуменьшилось гормонов - так рок стал разнообразным, в т.ч. и тихомирным или провластным.



5) Ещё момент - "должен" и "есть " - это про разное. "Должен" - про субъективное: про чьё-то мнение о правильном порядке вещей. "Есть" - про реальный мир.

6) В эмпирической науке "должен" - это про теоретические математические модели, в которых из посылок следуют какие-то выводы. Но сама эта теория связана с реальностью опосредованно - через эмпирику, через наблюдения и эксперименты, которые имеют конечную точность, с каковой точностью эти точные теории описывают реальность. Причём вероятностный характер имеет и сама эмпирика, и обобщение её теорией на то, что ещё не наблюдали. Это вероятностная неполная индукция.

7) Но может быть другой характер субъективности у "должен". Мораль, этика - они не про то, как должно быть в реальности самой по себе, а про то, каким некто хочет сделать реальность.

И тогда фраза Варламова "а как мы знаем, искусство должно быть в оппозиции, настоящее искусство", могла бы быть заменена на выражение своих убеждений о том, каким Варламов ХОЧЕТ видеть искусство: "я не одобряю провластное искусство и поддерживаю оппозиционное". Тогда бы была понятна позиция Варламова, что он хочет от искусства, и как он собирается этого добиваться - одобрением и поддержкой. Т.е. при такой фразе Варламов набивался в общественные заказчики искусства.

Низкий уровень дискуссий в Восточной Европе связан в т.ч. и с тем, что люди путаются в том, что есть, что может быть, и что они хотят, чтобы было.

В частности Варалмов из неполных наблюдений вывел "моральные факты", которыми пытался вразумить деятелей искусств. Убрав при этом из рассмотрения собственную позицию и осознанность выбора себя и деятелей искусств. Результат получается такой, что деятели искусств - это винтики, выбившиеся из слаженного работающего механизма, которые часовщик-Варламов силой слова пытается направить на путь истинный. Послушают винтики-шестерёнки слова молитвы часовщика, и сами собой починятся.


[Spoiler (click to open)]
Дополнение.
Зачем это я в обсуждении болтовни блогера вспомнил про такие сложности, как научный метод с его неполной/вероятностной индукцией?

Научный метод - он о корректном переводе реальности в знания о реальности. Полезно понимать главную особенность его работы - ту самую вероятностную индукцию, с помощью которой делаются предсказания по моделями и теориям построенным на неполных данных. Ибо именно в этом месте большинство людей ошибаются и косячат, когда самостоятельно обобщают свои знания о реальности в некие модели реальности.

По поводу слов Варламова мне не пришлось даже напрягаться, чтоб понять, что у него криво и почему. Потому что, зная как корректно переводить реальность в знания о ней - легко замечать простейшие ошибки в этом деле.

В момент написания проста я лишь добавил про мораль и "моральные факты".

А вот если не понимать ни реальность, ни про знания, ни про мораль - то получится каша в голове, которая из поколения в поколение передаётся как "традиция" ("кулинарная").
Tags: логика, мораль, научный метод
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments