https://www.youtube.com/watch?v=2zDKX_BWkpw
52:47
МОСКВА
Непроглядная хтонь: Владимир Пропп, волшебный лес и школьная травля
Екатерина Шульман, 125 тыщ просмотров•18 июн. 2021 - 469 тыс. подписчиков
БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЕКАТЕРИНОЙ ШУЛЬМАН
Почему книга Владимира Проппа “Исторические корни волшебной сказки” – книга года по версии Екатерины Шульман?
1) С чем не согласен - с обелением дайвёрсити ради дайвёрсти, которая чудесным образом сделает мыслителей, которые будут думать с разных сторон и решать проблемы общества разными методами. При этом так же не поддерживаю вписки/инициации как "людоедский" фильтр у некоторых сообществ. Я думаю, что "более правильное" разнообразие - структурное, а не плоская дайвёрсити, когда всех просто перемешивают и тянут всех по слабейшим и тупейшим, чтоб они не обижались на то, что им трудно поспевать за остальными.
2) Уже вроде где-то недавно писал мысль, что магические обряды - это могло быть просто фиксацией интуитивно понятых идей, для которых в языке не было ни понятийного аппарата, ни даже слов, и приходилось всё запоминать и передавать другим с танцами и бубном, что большая часть не понимала, потому как танцы - это была попытка достичь ситуации озарения, инсайта, когда у автора появилась какая-то важная мысль. А так же то, что, возможно, на обряде инициации эти танцы не приводили к нужной ситуации, а приводили уже после - когда появлялся достаточный жизненный опыт, чтоб аналогичный инсайт смог произойти.
Идеи Проппа добавляют к этим моим идям то, что у человеков было развитие общества, которое улучшало жизнь и меняло взгляд на магические практики - от полного принятия чудесно обретённым знаниям (но с ужасами и людоедством) через борьюбу к освобождению от ужасов прошлого. По этой части Шульман говорит о трансформации роли Змея в сказках от добродетельного государства до отторжения старых порядков, когда старому государству надо было скармливать живых людей.
3) Пропп - волюнтарист. Даже Шульман восхищается его неприкрытым волюнтаризмом, с которым он отвергает какую-то солярную теорию - мол, с ней не о чём дискутировать. И это стоит учитывать - не принимать на веру пропповские идеи, а добавлять их к своим отдельной моделью, в рамках которой будет так, а в рамках ваших собственных идей может оказаться совсем иначе.
Кстати, я часто сначала набираю опыта по какой-то теме, чтоб не с пустыми мозгами вникать в литературу по теме. Чтоб хоть какой-то опыт и связь с реальностью меня отделяли от массива чужих идей.
4) Шульман отмечает, что как американцы утянули систему Станиславского сделав её анонимной The System, так утянули книжки Проппа для прорабботки цвенариев и героев своих диснеевских мультиков. В частности - зверей-помощников обязательно добавляют, которые были в сказках духами умерших предков представших в животном обличье.