Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

нарды Леонарды

Пара лекций на АРХЭ про Леонардо да Винчи:

https://www.youtube.com/watch?v=XAYcKG-29zw
2:16:55
Александр Костинский: "Настоящий Леонардо да Винчи против мифического"
Центр Архэ, 104 тыщ просмотров, 26 нояб. 2019 - 261 тыс. подписчиков
[Spoiler (click to open)]
Лекция "Настоящий Леонардо да Винчи против мифического: каким он был ученым. К 500-летию со дня смерти" состоялась в научно-популярном лектории центра "Архэ" (http://arhe.msk.ru) 21 ноября 2019 года.

Лектор: Костинский Александр Юльевич — заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук.

Великий художник Возрождения Леонардо да Винчи в массовой культуре стал символом безграничных возможностей человека. Его записные книжки покупают за десятки миллионов долларов. Тысячи книг, фильмов, сайтов говорят о его феноменальных успехах в десятках областях человеческой деятельности. Но на протяжении последних ста лет несколько авторитетных исследователей научно-технического творчества и эпохи Леонардо усомнились в этом, казалось бы прочно устоявшемся мнении. Самые решительные критики концепции универсальной гениальности Леонардо доказывают, что ученым он не был вообще, инженером — средним для своего времени и все его достижения находятся в области технического и естественнонаучного рисунка. Кто же прав? Об этом две лекции.
21 ноября - часть первая, "Леонардо-ученый". 28 ноября - часть вторая," Леонардо-инженер".




https://www.youtube.com/watch?v=j-gXbIzOjPQ
1:37:31
Александр Костинский: "Настоящий Леонардо да Винчи против мифического" ЧАСТЬ 2
Центр Архэ, 25 тыщ просмотров, 5 дек. 2019 - 261 тыс. подписчиков
Лекция "Настоящий Леонардо да Винчи против мифического: каким он был инженером. К 500-летию со дня смерти" ЧАСТЬ 2 состоялась в научно-популярном лектории центра "Архэ" (http://arhe.msk.ru) 28 ноября 2019 года.


1) Толерантное.
[Spoiler (click to open)]
Поскольку педерастия официально перестала быть срамной болезнью, ужасным грехом и прочим таким же ужасом, а стала лишь "сексуальной ориентацией", то в научпоп рассказах перестали её стесняться называть и обсуждать. Ну, был Леонардо пидором, как и все окружавшие его художники Возрождения (не все художники, а все окружавшие Леонардо) - ну и пусть: это их проблемы. Эти проблемы и обсуждались - что при наличии богатых и влиятельных покровителей тогда эти проблемы у Леонардо и его окружения решались. Да - приходилось вести себя осторожно и не палиться совсем уж откровенного, в частности в записных книжках вести только деловые записи, а не личные. И оказалось, что у Леонардо больше проблем было от славы недодельщика, чем от ориентации.

Насколько я понял из рассказа, только во время жизни Леонардо некий римский папа издал указание приравнивала содомию сношению с дьяволом. И то, как я предполагаю - это было больше политика: способ разогнать вполне конкретную банду пидоров в своём окружении и не давать им возможности просочиться обратно. При этом сам Леонардо успел послужить Чезарио Борджиа - сыну папы римского Александра 6 (Родриго Борджиа), символу распущенности.

Ещё момент - платоновская школа Марсилио Фичино (22:50) - где идеалом была академия Платона, в которой никто не мог стать учеником Платона, не пройдя инициацию через опидарашивание самим Платоном. Для древних афинских греков с их 3 гендерами (3й - безусые мальчики, которых положено было сношать бородатым мужчинам) - Платон не делал чего-либо необычного. Но, как я думаю - ему пришла "хорошая" идея, как добиться лояльности учеников при интеллектуальной раскрепощённости и без необходимости делать из них сектантов (это проблема Навального - лояльность он добивается через нетерпимость к чужому мнению внутри секты). Через создание у несформировавшихся как личности подростков плотского влечения к учителю. И этим, как я понимаю, воспользовался не только Фичино, но и прочие "папики", которым нужно было подчинение толпы учеников - вроде Верроккьо, у которого и учился Леонардо. Т.е. Леонардо стал жертвой системы лояльности основанной на растлени малолеток знаменитыми пидорами-учителями. Отец пристроил Леонардо к Верроккьо в 14 лет. При этом я полагаю, что не было какого-то заговора педагогов-педофилов, а всё случилось эволюционным образом: такой способ обеспечения лояльности работал, и школы педофилов-пидарасов оказывались более устойчивыми, чем школы без педофилии и педерастии.

По большому счёту вопрос так и остаётся открытым - создание в группе последователей долговременной лояльности лидеру. И его решают кто как:
- как Навальный через сектантство с некритическим обожанием лидера, который под разными предлогами (в основном по причине "враги теснят") избегает критического разбора от последователей
- как Платон - через сексуально педерастическое застление малолеток
- как уголовники - через круговую поруку: когда новобранец подставляется - совершает преступление которое мотивирует его не сдавать свою банду (содомия попадала и сюда в нетолерантном мире)
- просто семейное или дружеское, через взаимные услуги и помощь, которые делают обязанными - но тут уже может оказаться сложно
- через общее дело (у Навального есть и такое, а вот многие современные атомарные семьи иной раз не имеют общих дел - и потому разваливаются).


Добавлю сюда. Что успехи толерантности позволяют не только рассказывать о таких подробностях жизни людей и их проблемах. Но и развенчивать разнообразные суеверия и бред, вроде "особости гомосеков" в вопросах культуры и искусства. Никакой особости нет. Если что-то есть - так это некая дополнительная лояльность между учеником и учителем и внутри компаний - которая может давать дополнительные бонусы к качеству нетворкинга, непотизма, кумовства и прочих мафиозных проявлений.

Но это не обязательно будет давать повышенное качество творчества. Наиболее явный контрпример - постсоветская эстрада и литература. Максимально убогое явление - когда рынком заведуют в том числе и пидоры, в том числе и с лояльностью через постель - но отбирают в результате не талантливых, а аморальных. И предложить эта мафия не может ничего, кроме денег и славы, кроме доступа к телевизору. Верроккьо предложил Леонардо художественную школу и круг общения с талантливыми людьми. А что может предложить Пугачёва с мужьями неизвестной ориентации? Что может предложить Алибасов и Киркоров? Группа Джинджер на одних чужих пластинках умудрилась научиться всему и теперь на ютубе получает десятки миллионов просмотров и колесит по миру. Хотя на "Украине" всё ещё хуже, чем в РФ с эстрадой.

Сейчас, когда инфа доступна, никакие "платоновские школы" (с лояльностью через постель) уже не работают как канал распространения тайного знания. Потому что знание открыто. И даже не работают как монопольный канал доступа к потребителям - потому что тот же Ютуб и прочие соцсети дают прямой доступ от авторов до потребителей.



2) Схоластика, эмпирика и детская непосредственность.
[Spoiler (click to open)]
Леонардо был самоучкой без систематического образования. Потому в том, чему его учили - в искусстве - он разбирался хорошо, а в том, чему не учили - он вёл себя как ребёнок, возомнивший, что "всё знает и всё может". От провала его спасало то, что ему не доверяли осуществлять его фантастические прожекты. Но даже в живописи Леонардо умудрился напортачить - когда выдумывал новые краски и без всякой проверки сразу использовал их для выполнения заказов. Результат - новые краски оказывались нестойкими.

Леонардо не понимал самой идеи эксперимента для подтверждения теоретических предположений, хотя в записных книжках излагал своим мысли, как если бы он учил кого-то проверять его идеи в опытах. Но, вероятно, это была лишь риторическая формула, с которой Леонардо подавал свои идеи. Сам же он ничего не проверял. Об этом лектор судит по тому, что Леонардо неоднократно обращался к простейшим задачкам механики на рычаги и блоки, но регулярно допускал в них ошибки. Т.е. Леонардо пытался найти закономерность в картинках, но не построить простейшие механизмы, чтоб проверить всё на практике. Ну, а идею вектора Леонардо тем более не понимал.

А то, что в записных книжках Леонардо находят кучу всяких устройств - это процентов на 90 лишь зарисовки чужих идей, а остальное инжерентные фантазии самого Леонардо, которые большей частью невозможно реализовать. В частности - по архитектуре - Леонардо не имел практики строительства и наивно полагал, что достаточно знания "принципа подобия", чтоб сделать небольшую модель моста и по ней делать полноразмерный мост. Или по модели птицы сделать летательный аппарат. С мостом в тогдашнее время можно было получить образование у архитекторов и узнать, что такое делать нельзя. Или провести опыты - чтоб удостовериться в этом самостоятельно. Но ни того, ни другого Леонардо не делал.

Кстати - подобное умствование без экспериментальной или хоть какой-то проверки - это до сих пор частая ошибка у многих людей. "Мне так кажется" оказывается для них более значимым аргументом, чем факты. И, если в физике такие люди воспринимаются скорее как фрики (Рыбников), то в медицине большинство постсоветских врачей, видимо, опираются не на доказательную медицину, а на медицину авторитетов и прочее шаманство. О чём можно было узнать по их отношению к коронавирусу и вакцинам. И это говорит, что в медицинском образовании и практике в постсовке есть очень большие системные проблемы.


Ещё добавка. Другие косяки Леонардо:
- не владел терминологией и не понимал даже важности терминологии, об одном и том же мог писать разными словами (и, вероятно, с разными смыслами), причина - отсутствие системного образования (было только художественное)
- склонность к необоснованным обобщениям, которые не пытался даже проверять - в частности врисовывал в схемы человеческих внутренностей то, что подсмотрел разрезая животных, что приводило к фактическим ошибкам
- при почитании системы на словах (в записных книжках) никакой систематичности у него самого не было (при изучении анатомии - ни порядка процедур, ни терминологии, ни повторяемости)


Добавка о своём ведении жж.
У меня тоже есть некоторая доля "теоретизирований и умствований" в жж без проверки экспериментами, а то и вовсе без какой-либо проверки. И я так же делаю обобщения из одной области на другие через предполагаемое мной подобие (и могу в этом ошибаться). И тоже имею в каких-то областях знаний очень поверхностные представления, не владею терминологией (из-за чего могу её применять некорректно). Но у меня и цель блога - не продажа своих "профессиональных компетенций", а хобби - разминка мозгов и разбор непонятного и интересного. Возможно, тоже самое было целью и у Леонардо в его записных книжках - ибо писал он их для себя (лектор озвучивал принцип Леонардо "записывать всё, встретишь - чтоб не полагаться на память", который он тоже записал, чтоб не забыть). Но Леонардо на основе своих непроверенных записей делал громкие предложения с обещаниями что-то сделать. Может и мне чем-то подобным заняться?

Что уже писал по поводу ведения своего жж - что я стараюсь опираться на факты (со всеми оговорками - что далеко не всегда вспоминаю, где я их прочитал и увидел, не всегда их проверяю перед тем, чтоб что-то написать на их основе - из-за чего бывают ошибки в выдаче фактов и обобщений на их основе). Но всё же - именно очистка мозгов от совсем уж мусорной информации, от инфошума (в частности, бан на "грязные" источники, вроде телевизора) позволяет лучше пользоваться интуицией, инсайтами. А записи в жж - это повод сбросить всё, что в мозгах накопилось на заданную тему. С тем же успехом мог бы писать и непублично. Но публикация даёт очень серьёзный стимул, чтоб посмотреть на собственные записи "другими глазами", глазами читателей - прямо сразу и самому. Ну и иногда кто-то в комментах может сделать поправки или поспорить.

Набросы интуитивных теоретизирований позволяют получить некое априорное мнение по вопросу, который потом может встретиться в жизни, и тогда-то эти теоретизирования и будут проверяться. Специально тратить время на эксперименты не всегда есть возможность и желание.


3) Возрождение в Италии, варвары в Европе и бегство знаний из Византии.
[Spoiler (click to open)]
Французы в то время были "варварами" - некультурными и воинственными. Но жаждали переманить к себе итальянских мастеров, чтоб те обустроили им итальянские роскошества. Переманили и Леонардо в конце жизни. Кстати, Иван 3 Великий - который отстраивал Кремль с приглашёнными фрягами - итальянцами - он был такой же "варвар", как и тогдашние французы. Отличие лишь в том, что французским королям до Италии было ближе, и им переманить мастеров было проще. Так что к 18 веку именно французы стали культурным центром Западного мира, а Россия к тому времени была дальней его периферией, которая только-только решала проблемы с безопасностью (набеги грабителей и работорговцев с юга), без решения которых тормозилось любое развитие. Решение большей части этой проблемы при Екатерине 2 (победа над Крымским Ханством и присоединение Крыма и Новороссии) - дало старт экономическому и культурному развитию России. Это я к тому, что пара столетий отставания России от Франции на тот момент - это не было последствием "ужасного царизма", "ужасного православия" и даже вряд ли от крепостничества. А были проблемы логистические (удалённость от Италии, из которой остальная Европа наполнялась мастерами) и проблемы с безопасностью (регулярные набеги). Первая проблема решалась деньгами, но для такого её решения нужно было решить вторую проблему - чтоб экономика не страдала от регулярных разорений от набегов.


Я думаю, что сейчас РФ находится перед той же проблемой - когда из Малороссии делается "Украина" = Дикое Поле нацеленное на слабозащищённые рубежи РФ. Для "украинцев" идеалом делают "сухопутных пиратов" - казаков. Ну так против кого эти пираты могут быть направлены? Пока что растравливают их именно против России и русских. И других вариантов не предвидится - т.к. "Украину" и "украинцев" изначально делали исключительно против России и русских.



4) По мелочам.
[Spoiler (click to open)]
Лектор показывает вероятные портреты Леонардо, которые не подписаны как его портреты. Статуя Давида (Верроккьо), автопортрет в рисунке пропорций человека.

Технические рисунки Леонардо стали поводом для изучения того, а что же было известно инженерам того времени.

Лишь упоминание Энгельсом Леонардо в положительном контексте легализовало художника для советского искусствознания и допуска до него широкой советской публики.
Tags: интуиция, искусство, история, лояльность, управление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments