Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

сказанул

К предпредыдущему посту - с раскладами международной политики от Джангирова. Лингистическое.

Пока писал - поймал себя на мысли, что сначала приходит в голову сослаться на Джангирова как "Джангиров сказал", но сразу же приходит понимание, что это какое-то детство: "Дажнгиров сказал и я поверил умному авторитетному дяде". Для текста с хотя бы минимальной претензией на аналитику приходится давать более конкретизированные описания действия глагола "сказал": "предположил", "объяснил", "проболтался", "пошутил" и т.п. Потому как Джангиров в этом моём тексте не источник, на который я ссылаюсь, как на 100% авторитет или вообще, как на что-то однозначное, не важно в плюс или минус. В разборе важно не что сделал Джангиров ("сказал"), а какой в этом был смысл - как его понимаю я, и что, по моему мнению вкладывал в него автор.

Я думаю, что такой подход с оценкой и уточнением действий сразу же может помочь в появлении собственного мнения. По поводу глагола "сказал" не может быть какого-то осмысленного мнения, ибо это факт - он либо был, либо не был. А если вместо "сказал" говоришь "предположил" - то уже оцениваешь ситуацию, как то, что автор не имеет непосредственного знания и может лишь предполагать то, о чём говорит. Когда все тезисы автора или хотя бы большинство будут таким образом оценены - то появится и повод для появления собственного мнения. Мне оно пришло сразу, после того, как я заметил, что "сказал" - не адекватно моему тексту. Сразу же появились свои мысли, которые стал записывать, вместо пересказа Джангирова.


https://www.youtube.com/watch?v=k5r80TL0xqI&t=3556
59:16 / 2:02:25
Светлана Бурлак: "Как язык членит реальность"
Центр Архэ, 14 тыщ просмотров, Дата премьеры: 31 июл. 2020 - 276 тыс. подписчиков
[Spoiler (click to open)]
Человек познаёт мир прежде всего через язык. В языке есть слова – в мире им соответствуют предметы, явления, действия, свойства… Однозначно ли это соответствие? Почему оно разное в разных языках? Как мы группируем элементы окружающей реальности при помощи языка – и почему именно так? Есть ли в этом какая-то логика? Об этом – в лекции.

В эфире Светлана Анатольевна Бурлак, профессор РАН, доктор филологических наук, специалист по тохарским языкам, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, автор книги «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы».


[Spoiler (click to open)]
На видео Светлана Бурлак рассказывает о языке, с котором есть грамматическое свойство "эвиденциальность" - когда говоришь о чём-то, никак не избежать явного указания - сам ли видел это или знаешь косвенным образом - по результатам, с чужих слов и т.п. Бурлак рассказывает байку о том, как некий миссионер приехал к народности с языком с таким свойством, и стал проповедовать, употребляя глаголы "неочевидца". На что люди слабо реагировали, ибо это "небылицы". В результате и сам проповедник отказался от веры, когда выяснил, что рассказывает он о том, что никто не видел, и не известно, откуда все это знают.

На мой взгляд - "откуда это знаешь?" - очень важный вопрос, очень важный фильтр, чтоб отделять информацию по степени достоверности. И, я не заметил, чтоб этому учили не то, что в школах, но и в вузах. "Кое-где у нас порой" может и учат кого-то, но лично я такого на себе не заметил, и важность прослеживаемости источников до первоисточника выяснял для себя уже самостоятельно 2008-2012 - когда разбирал для себя советскую историю.

И поначалу очень сложно спотыкаться с прояснением для себя источника знания каждого факта во входящем потоке инфы. Но, если натренироваться, что получается анализировать на этот счёт такие потоки на лету. И, как написал выше - появляется своё мнение, а не знание "фактов" (которые далеко не всегда факты).



Добавка про технарей и гуманитариев.

Когда-то, очень давно - у меня было плохо с мнениями, а разговор считал лишь обменом информацией о фактах - что есть, а чего нет. Я утрирую - всё же какие-то представления об примитивных оценочных суждениях я имел: "плохо", "хорошо" - которые теперь стараюсь как раз обходить в виду их неконкретности. Но даже эти оценочные суждения для меня скорее были "фактами" (*).

* - кстати, потому зацепился на Маргинала, где он рассказывал, что нет моральных фактов и показывать следствия этого.

А сейчас мне интересны и мнения, и факты, и я примерно представляю, куда они встраиваются. Мнения - в систему ценностей через мораль и этику, а факты - в реальность, через научный метод.

И тут как раз можно раскрыть проблему "технарей" и "гуманитариев".

"Технари" знают факты, примерно представляют себе, как их добыть из реальности. Но мнением и всякими гуманитарными сложностями пренебрегают, в виду отсутствия понимая, зачем это всё нужно - то, чего "не существует" в материальном мире.

А у "гуманитариев" более менее поставлено формирование мнений (хотя не обязательно, что это мнение формируется хотя бы сколько-то адекватно), но есть пренебрежение и непонимание того, что есть реальность и факты в ней, какая между ними связь.



[Spoiler (click to open)]
Почему отказываюсь от "хорошо" и "плохо". Недавний пример - пост про сову Ёль, которую хозяйка стала выпускать гулять за окно, как настали холода и снизился риск покусания комарами с лихорадкой Западного Нила, от которой птицы дохнут. Холодная погода из этого пример - это "хорошо" или "плохо"? Для кого, для чего, с какой целью? Слишком много придётся уточнять, чтоб определиться, "хороша" или "плоха" холодная погода. И может так оказаться, что она будет одновременно и "хороша" для каких-то целей или субъектов, и "плоха" - для других целей/субъектов. И эти "субъекты" и цели могут сидеть в одной личности, которой приходится выбирать, что в данный конкретный момент посчитать более важным.

У НЛП-шников есть даже техника - "рефрейминг" - как менять мнение людей о чём-то через изменение контекста. Но даже без всякого нлп люди постоянно сталкиваются с тем, что контекст сильно виляет на оценки - и их самих, и других людей. НЛП лишь добавляет мысль, что контекстом можно сознательно манипулировать, и показывает, как это делать. Но это чисто инструментальная техника - "как делать", а не "зачем". Очень часто бывает, что у людей нет внятной цели, а потому нет и мнения. ... (пошёл спать)
Tags: мораль, научный метод, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments