Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

опа! - Бурлак у Марго

От Маргинала случилась польза - совместный стрим со Светланой Бурлак. Сейчас у меня нет времени послушать стрим - он 3 часовой, и даже на скорости х3 он будет длиться час, а я наверняка захочу откомментить - что выльется обратно в 3 часа минимум.

https://www.youtube.com/watch?v=rwfY-yLoFog
3:01:30
Светлана Бурлак в гостях у Маргинала и Моргота
Паучительные истории, 28 нояб. 2021 - 47,2 тыс. подписчиков
Канал Моргота: https://www.youtube.com/c/supremystory


Светлана Бурлак - лингвистка, которая занимается происхождением языка, о чём у неё докторский диссер 2013, книга и куча лекций на ютубе. Её версия происхождения языка мне представляется более обоснованной, чем те другие, которые она обозревала в своей книге. Маргинал, кстати, обычно на стримах говорит, что придерживается версии происхождения языка, как средства привлечения самок - аналог павлиньего хвоста. И с ним ещё никто не поспорил о том, что язык как-то одинаково появляется у мужчин и женщин, а местами бывает отдельно мужской и отдельно женский языки (взаимонепонятые) - т.е. возникал язык и у женщин, которым такой "павлиний хвост для привлечения самок" не был нужен. Но, для Маргинала не принципиальна эта его позиция - он её придумал для того, чтоб троллить своих зрителей и, возможно, как маячок - кто будет этот бред за Марго повторять в других местах, или кто его сможет оспорить (хотя бы почитав книгу Бурлак).

Если/когда посмотрю - может что добавлю сюда. Или напишу новый пост.

[Spoiler (click to open)]
В общем - не смог удержаться и глянул на х3 скорости. Есть интересные моменты, которые Светлана не раскрывала на других лекциях или раскрывала не так подробно. Как раз по темам, в которых Маргиналу в UCLA американские языковеды внушили западную т.зрения, отличную от т.зрения советских-постсоветских языковедов - про теорию Хомского (Бурлак даже не стала спорить с теоретическими умствованиями Маргинала, а устроила биологизаторство), про восстановление прапраязыков (как это можно делать корректно, Алтайскую семью языков заграничные авторы только сейчас для себя открыли - ибо не читают по-русски и не признают того, о чём имею смутное представление), и т.п.

1) Мне была интересна часть про возможность коммуникации на грани языка - без синтаксиса и рекурсии, когда достаточно обрывочных фраз, чтоб из разделяемого актуального контекста восстановить, что же хотел сказать человек. И собеседник при этом может как владеть языком на достаточном уровне, а может не владеть - ребёнок или инвалид, а может вообще быть не человеком, а животным - говорящей обезьяной, попугаем, собакой и т.п.

Я думаю, что даже кот, который у меня жил, может сюда подойти - он иногда пытался со мной общаться, но я не всегда его понимал, т.к. не все контексты замечал. Он как-то пришёл и начал передо мной лапкой толкать шуршалку на верёвочке. Я только потом догадался, что он так мне предлагал "давай поиграем". Но я в момент этого действия кота даже не сообразил, что коты могут так общаться - и не отреагировал (заодно собралась толпа народа, с кем говорил). А недавно я пришёл туда, где он сейчас живёт, из-за чего там стали происходить непонятные для кота действия - все люди стали поступать не как обычно себя ведут. Кот стал тихо орать (так он мало мяукает) - призывать, чтоб на него обратили внимание. К нему 2 раза приходили, но так и не поняли, что он хотел. Возможно, кот так хотел обратить на себя внимание - прояснить, что о нём не забыли.

При разделяемом контексте канал связи может быть слабым и даже не пропускать язык - но он будет работать, если будет интерактив, чтоб была возможность разрешать непонятки. С котом вот у меня такой канал слишком слабый - я не всегда понимаю, что он хочет, когда пытается что-то сообщить, а как-то по-другому выяснить не получается, ибо я его редко вижу.


1+) Эта же тема полезна и для разбора того, как в интернетах пытаются манипулировать в диалогах, говоря обрывочными фразами, которые допускают изменение контекста. Этим особо грешат любители советчины. Они паразитируют на обыденной привычке людей в том, что общение происходит в разделяемом контексте с минимальными речевыми усилиями, т.к. никто не пытается подменять контекст. Манипуляторы же осваивают технику подмены контекста.

Не знаю, как это сейчас происходит и происходит ли в связи с вымиранием жж. Но эта техника манипуляций - она не только интернетная, но и жизненная. Манипуляции с подменой контекста и со спорами не о реальности, а о словах - это встречается довольно часто, ибо многие люди так и не дорастают мозгами до понимания того, что при споре о реальности - важна реальность, а не то, какими словами она описывается. Слова можно переопределить, уточнить, а явления в реальности от этого не поменяются.


1++) Это, кстати, было темой небольшого спора Маргинала с Бурлак - по поводу того, как делаются реконструкции праязыков. Маргинал представлял этот процесс как то, что восстанавливается слово праязыка по наличным словам в языках-потомках. А Бурлак уточнила, что это делается с учётом контекста - с учётом того, что в реальности описывает эти слова в живых языках. И тогда восстановление происходит не просто слова праязыка, а того, что оно должно было бы быть означать в реальности во вполне конкретной языковой ситуации.

К примеру сейчас в русском 1 слово ЗЕМЛЯ используется в контекстах, в которых у англичан используется 3 разных слова: ground, land, earth. Так вот при восстановлении праязыков смотрят на то, что могло бы означать каждый такой отдельный контекст, раз уж в некоторых языках потомках слова по этим контекстам отличаются. Бурлак приводит пример того, что индоевропейские слова с корнями дент/донт* и значением "зуб" отличаются: "дент" - это просто "зуб", а "донт" - это особый зуб, типа клыка, который пронизывает, а потому может означать ещё и что-то пронизывающее. (* - лень переслушивать, и, возможно, на слух я не правильно воспринял).


2) Бурлак очень интересно ответила на вопрос "что такое язык". Ответить на него - это значит дать "определение" - т.е. дать ему ПРЕДЕЛЫ, отделить от соседних явлений. А как это можно сделать, если соседние явления слабо определены сами? Т.е. проблема определения языка в том, что понимания того, что есть неязык ещё менее понятные и общепринятые. В результате Бурлак показала, что коммуникация может происходить без синтаксиса и рекурсии (что у Хомского было в определении или основных свойствах языка), может быть не только у людей и может быть без слов - потому то, что из этой коммуникации относить к языку, а что нет - будет зависеть от конкретного определения языка, которое будет использовано в конкретной ситуации. Вне этой ситуации сказать же ничего нельзя.

Это же рассуждение, я думаю, можно использовать и для прочих ситуации с попытками дать определение основным понятиям той или иной научной дисциплины. В них так же есть такая неопределённость - неопределённость того, от чего определение должно отделять. Потому стоит понимать, что такие базовые понятия возможно каждый раз переопределять под ту теоретическую модель, в которой автор исследования работает. И далеко не факт, что определения "одного и того же" (одинаковое слово термина) из разных теормоделей означает одинаковое в реальности. Могут быть различия. И это опять вопрос о контексте, который определяет значения слов, терминов - семантику.


3) Из мелочей - про отличие красного ("красивого"), червлённого ("червячного") цвета у славян, в т.ч.у русских от red у англичан. У славян это цвет червячков, из которых добывался краситель и отношение к нему (красивость), а red - это по происхождению другой цвет - аналог русскому рыжему, ржавчине, руде (железной - с ржавым рыжим цветом). Потому лисы и волосы у русских рыжие, а у англичан red. Потому что у англичан нет различения между рыжим/ржавым и красным/червлёным - и них на всё это одно слово red.
Tags: язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments