Man With Dogs (man_with_dogs) wrote,
Man With Dogs
man_with_dogs

Categories:
  • Mood:

высшее обазование в совке и в Империи

Пара ссылок насчёт связи научных достижений с образованием - чем больше совка, тем меньше принципиальных достижений:

http://oboguev.livejournal.com/1624756.html
Sergey Oboguev (oboguev) @ 2008-02-25 17:55:00
Атомной бомбой и космосом Россия обязана С.Ю. Витте.
В тех научных направлениях, которые возникли ПОСЛЕ катастрофы, устроенной советской властью в высшем образовании, СССР прочного лидерства так никогда и не имел.
http://veles-old.livejournal.com/6931.html (ссылка уже ёк)

http://germanych.livejournal.com/191934.html (все комменты)
germanych @ 2010-03-03 14:17:00 - О самом лучшем образовании

Талгатон отжёг:
Германыч! неправду пишешь
talgaton
2010-03-04 06:56 pm UTC (ссылка)
Германыч!
неправду пишешь.
это все неправда!
Российские ученые (те кто на фото)
не занимались наукой, нет!
они переводили иностранные статьи и делали из них диссертации.
они десятилетиями развивали научные школы, по темам которые давно устарели.
они писали анонимки на своих коллег в "органы"
они устраивали "научные скандалы" на основе противоречий между научной школой оппонента и текущей политической верой, фактически уничтожив целые научные разделы в стране.
они использовали свое должностное положение чтобы скрыть свое бездействие которое привело к самой большой катастрофе в 20 веке
вот.
это все делали они.
а СОВЕТСКИЕ ученые занимались наукой!


10600nm
2010-03-05 01:37 am UTC (ссылка)
Я не смею копаться в академических древностях, я просто вспомнаю "Республику ШкИД" - в той самой школе, за 80 лет до явления миру ЖЖ, как-то раз выходили 64 личных рукописных журнала на 64 петроградских хулигана, что были помещены в школу имени Дзержинского для дефективных беспризорников.
Эти бывшие гимназисты, реалисты, коммерциалы и прочие школяры были детьми расстелянной Петербургской (а в последстии Ленинградской) антилихенции.
Бедные дети - знали немецкий, французский, а иные знали даже греческий и латынь.
Лёнька Пантелеев в 14 лет поступил в Красный Самарский Университет с одной ошибкой в сочинении: он написал "эпотировал"...
Я могу и ошибаться, но для того, чтобы по сей день найти в Ленинграде 64 школьника способных виршеплётству следует, я уж не знаю какимм боком нужно извернуться.


(Ещё: avskalon о роли частного капитала в науке и о том, что в РИ эта роль не успела сказаться (а после прихода большевиков уже и не могла). + какие-то его мысли), которые ещё нужно проверять.

Ну и ссылки на мои посты про образование:
лента: http://man-with-dogs.livejournal.com/tag/образование
аттестат на предъявителя 1939 - обучение неграмотных в малограмотных
свидетельства о советской заботе о русских людях (сельское образование)
ликвидация безграмотности или очковтирательство? (начальное образование перед и после прихода большевиков) (обсуждение совками в посте пейджмейкерова)
как большевики русским давали высшее образование (дискриминация русских людей)
об "умных" жидах (50-70% выпуска довоенного и 98% - 1942 года)

Ещё посты Пионера по теме:
http://pioneer-lj.livejournal.com/1243190.html (все комменты)
pioneer_lj @ 2009-03-26 17:18:00 - Коммунистическое иго на Руси
http://pioneer-lj.livejournal.com/1128629.html (все комменты)
pioneer_lj @ 2007-10-05 17:11:00 - Коммунисты и русский спутник
http://pioneer-lj.livejournal.com/937364.html
pioneer_lj @ 2006-06-28 16:34:00 - История образования в СССР
http://pioneer-lj.livejournal.com/937615.html (все комменты)
pioneer_lj @ 2006-06-28 16:42:00 - История образования в СССР - 2
http://pioneer-lj.livejournal.com/939058.html
pioneer_lj@ 2006-06-30 18:33:00 - История образования в СССР - 3

Под кат скопирую пост Старого Велеса, сохранённый Обогуевым про имперскую систему высшего образования, дожившую до сталинского перелома и давшую специалистов до 1970х годов:

http://veles-old.livejournal.com/6931.html

Хороший урожай столетних деревьев объясняют мудростью назначенного год назад начальника, приказавшего их срубить

Как известно в трех вещах разбираются все люди: в политике, в медицине и в образовании. А раз речь идет сразу о двух предметах - политике и образовании, то тут число знатоков возрастает вдвое.

Образование особенно беззащитно - любая реформа в нем сказывается через многие годы.

Мало кто понимает, что серьезные успехи советской науки и техники, те самые, которые дали стране ядерное оружие, авиастроение и многое другое, и которыми по праву мы так пылко гордимся до сих пор, в весьма малой степени обязаны "заботе родной коммунистической партии".

Радикальная реформа высшего образования в России (ныне почти забытая) произошла в конце XIX века, и основную роль в ней сыграл С.Ю.Витте. Именно он, будучи министром финансов, решительно поддержал организацию в России принципиально новых Политехнических институтов. Введение лабораторных практикумов (это методика), закупка лучшего научного оборудования (это техника), массовая стажировка в Европе молодых людей (это преподавательские кадры) заложили, говоря модным языком, "матрицу". Чуть позже к этой системе присоединились лучшие университеты. В гимназиях резко увеличили часы на физику, математику. Появились реальные училища, а затем и коммерческие училища (техникумы советских времен). В целом была заимствована немецкая система двухуровнего образования: техникум - ВУЗ. Вот эта "матрица" и начала готовить специалистов МИРОВОГО УРОВНЯ.

Продержалась эта система без катастрофических перемен и при Советской власти вплоть до 30-годов. Даже рабфаки, эти по существу курсы подготовки в ВУЗ, принципиальных изменений в систему не внесли. К началу тридцатых СовВласть созрела. Одна цитата из первой БСЭ т.14, с.35 (1929 год) о преподавательском составе ВУЗов "он, конечно, совершенно не годится для решения поставленной историей (т.е. Советской властью) задачи". С 1932 года началась решительная "советизация" ВУЗов. До трети (!!!) времени отошло на преподавание самых актуальных наук (История КПСС, Марксистко-ленинская философия, Политэкономия, Научный коммунизм, Научный атеизм). Решительно изменена кадровая политика (понятно в какую сторону: где преподавал бы булгаковский проф. Преображенский со своими взглядами на советские газеты). К 1940 году с реформой ВУЗов в основном покончили (постановление 23.06.1936 года). Школы отделались меньшей "кровью" и уровень подготовки по естественным наукам худо-бедно сохранили, потеряв, конечно, всю гуманитарную область.

Ну, а теперь, немного прикинем числа. Пусть «в полную силу» специалист входит к 40-45 годам. Это значит, что до 1970 года Россия использовала в науке и технике тот самый потенциал, который был заложен еще Витте, ибо в 1970 году людям, окончившим ВУЗы в 1935 году, было еще 55-60 лет. Они еще в полную силу работали в НИИ, учили хотя бы в некоторых университетах.

Когорта великих (Ландау, Капица, Зельдович, Семенов, Тамм, Колмогоров, Королев и многие другие – каждый сам может продолжить этот список легенд в разных областях науки) получили образование еще ТОГДА, когда ВУЗЫ были по существу «виттевскими», а вовсе НЕ СОВЕТСКИМИ. Они учились у людей еще «виттевского» призыва, по ИМИ разработанным планам, по ИХ требованиям.

Но это обстоятельство не замечают (верю, что по причине недомыслия, а не по злому умыслу) многие апологеты преимуществ «советского» образования.

С конца сороковых годов начался следующий, не менее страшный, этап. Он продолжался примерно до 1980 года. По всей стране массовым порядком образовывались пединституты, университеты и т.д. Каждая область заполучила свой «пед» и «мед», а то и «политех» и даже «университет». Каждый ректор твердо знал: не принял в ВУЗ нужного числа абитуриентов – плохо ему будет. Численность приема росла. СССР даже ненадолго вышел на первое место в мире по числу студентов. Зато качество приема падало катастрофически. Конкурсы превращались в фикцию. Отчислять было опасно, от этого зависит численность преподавателей. Автор лично столкнулся со студенткой второго (!) курса технического (!) ВУЗа, которая считала, что в сантиметре 100 милиметров! Зато по нормативным документам целью высшего образования ставилось сначала «воспитание сознательных строителей коммунизма», и уж потом «обладающих высокой квалификацией…».

А тем временем старики (там, где они были) принялись умирать. На их место приходили «новые люди». Не все они хуже, слабее. Были и есть среди них «дети» и даже «внуки» тех легендарных стариков (например, Нобелевский лауреат А.Абрикосов, ученик Ландау), но общий уровень медленно, но неуклонно падает. Не случайно, что именно в тех научных направлениях, которые возникли ПОСЛЕ катастрофы, устроенной советской властью в высшем образовании, СССР прочного лидерства так никогда и не имел. (Дежурная шутка, возникшая в те годы: советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире). Дело не только в микросхемах. Отставание множилось. (Японец, после посещения завода: «Мы думали, что вы отстали на 15 лет, а вы отстали навсегда»). В ЦК КПСС было достаточно много неглупых людей, и там начались разговоры, обсуждения и даже публикации о «третьей научно-технической революции» и мерах по ее «овладению», но было уже безнадежно поздно. Да и кто дал бы что-то менять?

Так что сейчас в науке и технике мы лишь пожинаем плоды реформ советской власти в высшем образовании.

А какие реформы проведем мы?

Пока в технических ВУЗах (которых не стало меньше) история КПСС и прочая политэкономия по-прежнему процветают, хотя и в переименованном виде (а куда девать преподавателей?), а вот новейший электронный микроскоп имеет год выпуска – 1973 и уже лет 20 не работает. На нем и учим…

Тем временем в американских университетах (не всех) совершенно безобразную систему школьной подготовки по физике/математике благополучно исправляют за 1-2 года и выпускают будущих нобелевских лауреатов.
Tags: большевики, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment